на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 30 октября
Прошу молитвенной помощи в трудоустройстве, не могу найти работу 9 лет. Благодарю за Ваши молитвы.

  • 22 октября
Благословите дорогие! Смиренно прошу молитвенной помощи о внуке моем р.Б. МИХАИЛЕ, Прошу у Господа Благословения для него и защиты от всех напастей и тяжб судьбы, от людей, которые извергают агрессию, причиняют ему зло. Очисти его жизненный путь от сильной вражеской зависти и ниспошли с небес спасение души. Прости его грешного и помилуй! Низкий поклон Вам. Храни Вас, Господь!

  • 21 октября
Помолитесь за здравие, Александра, не везёт по жизни, игровая, алкогольная зависимость,много недоброжелателей, зависть и ненависть со стороны!

  • 16 октября
Здравствуйте.Прошу вас помолитесь о здравии Наталии и об упоениии Георгия.Спасибо.

  • 25 сентября
Пожалуйста, помолитесь о здравии Анны и Натальи. Спасибо! Наташа

  • 22 сентября
Molim molitvu za zdravlje moga oca Živana, ima rak pluća.

  • 22 сентября
Просьба помолиться о в.Василии. Спаси Господи.

  • 22 сентября
Просьба молитвы о ЗДРАВИИ: Дмитрия, Елены, Людмилы, Фотинии, Аллы, Алексия, Веры, Надежды.

21-12-2018, 00:10

Как можно избегнуть пьянства?


пяницаО чревоугодии

Вопрос. Что такое чревоугодие?


Ответ. Пристрастное и раболепное угождение брашном, и питием своему чреву как некоему богу.

Вопрос. Как эту страсть разделяют?

Ответ. На пресыщение, лакомство и пьянство. Пресыщение есть чрезмерное отягощение своего чрева и часто без разбора относительно качества брашен. Лакомство есть при­страстное употребление сладких снедей без пресыщения, по одному только сластолюбию. Пьянство же есть неумеренное употребление вина и других хмельных напитков.

Вопрос. Которые из сих пороков особенно для нас вредны?

Ответ. Объядение и пьянство. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша обтьядением и пиянством... — говорит нам, предостерегая от них, Господь наш Иисус Христос (Лк. 21, 34).

Вопрос. Какой именно вред заключается в пьян­стве?

Ответ. Пьянство вредит душе, помрачая ум злыми помыслами и растлевая сердце студными похотениями. Вредит и телу, наводя болезни, притупляя все чувства, а особливо ослабляя зрение. От пьянства многие лишаются богатства, чести и прочих благ, а другие и жизни своей, умирая безвре­менно и безстыдно. От пьянства бывают ссоры, брани, убий­ства, татьба и всякое другое зло. И, наконец, что всего ужас­нее, — потеря Царствия Небесного; ибо сказано, что... пияни-цы... Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10).

Вопрос. Христианину можно ли пить вино?

Ответ. Малое благоразумное употребление вина во славу Божию никому не запрещается, а особливо, если это надобно для подкрепления здравия. Святой апостол Павел к Тимофею, ученику своему, пишет: ...себе чиста соблюдай. Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха* ради твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 22 - 23).

Вопрос. А позволительно ли тут излишество?

Ответ. Нет, сказано: ...не упивайтеся вином, в немже есть блуд... (Еф. 5, 18) ...да не ...отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34).

Вопрос. Что же мне делать?

Ответ. Уклонися от зла и сотвори благо. Убегай пьянства, а люби всегда трезвость и воздержание ...добро не ясти мяс, ниже пити вина (Рим. 14, 21) ...не упивайтеся вином... но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пеших и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 18 -19).

Вопрос. Как можно избегнуть пьянства?

Ответ. Не делай к тому привычки, отвращайся винопийц, не внимай совету их. А если кто привык к пьянству, то немедленно отстань, как от пагубной заразы, да не сведет душу безвременно во ад.

Вопрос. Это польза трезвости, а какой от пресыщения проистекает вред?

Ответ. Очень многоразличный. Пресыщение вредит и душе, и телу.

Вопрос. Как оно вредит телу?

Ответ. Оно производит в теле разные болезни, а часто и до смерти. Не пресыщайся во всяцей сладости, — говорит Иисус, сын Сирахов, - и не разливайся на (различие) браш­на, ибо во мнозех брашнах недуг будет, и пресыщение при-ближит даже до холеры... (Сир. 37, 32 -33) ...труд бдения и холера и чревоболение с мужем ненасытным (Сир. 31, 23). Сверх того, пресыщением... мнози умроша... (Сир. 37, 34).

Вопрос. Как пресыщение вредит душе?

Ответ. Чреву, брашном отягощенну, и душа купно отягощается, трезвость умную теряет, в духовных подвигах ослабевает и, о горе! в ров плотского любострастия, во мно­гие страсти, пороки и беззакония впадает. «Подобно как вода, на многие потоки разлившися, по естеству своему производит то, что всякое место, вкруг тех потоков лежащее, процветает; тако и страсть чревонеистовства, аще разлиется в твоем сердце, то вся твоя чувства напоивши и целую рощу зол в тебе насадивши, душу твою зверем жилище сотворит» (свт. Василий Великий).

Вопрос. Каково вообще состояние чревоугодника?

Ответ. Кто раб чрева, тот всегда мыслит, как бы угодить чреву своему: ...имже бо кто побежден бывает, сему и работен естъ (2 Петр. 2, 19). Любимое брашно и питие меч­тается ему и во сне. При виде желанной снеди или пития он изъявляет радость. Если же их не получит или будет лишен, то сетует, скорбит, смущается, ропщет, гневается и прочее оказывает малодушие. Неприятные снеди хулит. Тайноядению и другим порокам бывает подвержен.

Вопрос. Можно ли от этого избавиться?

Ответ. «Видех, — говорит свт. Василий Великий, — многих страстьми прежде облагаемых, но потом здравие по­лучивших; ни единаго же видех из всех тайноядцев, или чревоненасытных, исправившагося; но вси таковии или от воздержнаго жития вовсе отторгшеся, в мире развратилися, или между воздержными скрыти себе покушаяся, к диаволу сладострастием прилепилися».

Вопрос. Отчего сие происходит?


Ответ. От крайнего самолюбия, помрачившего ум и волю развратившего.

Вопрос. Не потому ли страсть чревоугодия за самолюбием первою полагается?

Ответ. Так точно! «Глава и источник всех страстей есть пресыщение чрева. Начало языков — Амалик; начало же страстей — чревобесие», — утверждает св. Иоанн Лест­вичник.

Вопрос. Какой первый плод пресыщения?

Ответ. «Пресыщение есть отец блудодеяния. Многие дрова умножают пламень; множество же брашен возжигает похоти» (св. Иоанн Лествичник).

Вопрос. Что еще происходит от пресыщения?

Ответ. От лица этой страсти некто говорит так: «Первородный мой сын есть блуд, а от него родившееся жестоко­сердие есть второй мой сын, третий — излишний сон, а от­сюда проистекает море нечистых помыслов, восстают волны скверных вожделений, и, наконец, смрадная неведомых и неизреченных мерзостей бездна от меня происходит. Дще­ри мои суть: леность, многоглаголание, дерзость, смехотворство, суесловие, противоречие, жестоковыйность, упорство, нечувственность и плен духа, непомерное хва­стовство, человекоугодие, за коим следует нечистыми по­мыслами сопровождаемая молитва, и возмущение мыслей, а часто внезапные и неожидаемые случаи, к коим присово­купляется отчаяние — всех пороков мерзостнейшее» (св. Иоанн Лествичник).

Вопрос. Что же делать, когда столь вредно пресыщение?


Ответ. Не пресыщайся во всяцей сладости и не разливайся на брашна (Сир. 37, 32). Яждь яко человек предлежа­щее ти и не пресыщайся, да не возненавиден будеши. Пре-стани первый ради наказания и не пресыщайся, да не пре-ткнешися... Коль довольно человеку наказанному малое... Сон здравый от чрева умеренна: воста заутра, и душа его с ним (Сир. 31, 18-19, 21-22). Итак, не пресыщайся и будь воздержан в пище и питии, по Христовой заповеди: внемли­те же себе, да не ...отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лк. 21, 34).

Вопрос. Что нужно творить, дабы вкушать умеренно брашно и питие?

Ответ. При вкушении брашна и пития изображай на себе знамение креста с молитвою «Господи, благослови». Вкушая снеди, трезвись умом своим, поминай всегда Госпо­да Иисуса и внимай чтению, да не отяготишися. Это много помогает умеренности, избавляя сердце от отягчения браш-ном. Рассуждай, что тебе как существу разумному непри­стойно вкушать пищу без разума, до пресыщения, что и душе и телу очень вредно. Блюдись охуждать снеди, воспо­миная Сына Божия, вкусившаго на Кресте и желчь и оцет. Часть лучших снедей, хотя бы и не хотелось, оставляй все­гда, по заповеди отеческой, для Господа нашего Иисуса Христа.

Вопрос. Всякое ли воздержание душеполезно?

Ответ. Нет! Пост с гневом и тщеславием безполезен и даже богопротивен. Душеполезно только такое воздержа­ние, которое предпринимается с доброй целью и совершает­ся со смиренномудрием, чтобы, поработивши плоть духу, стяжать чистоту и целомудрие и пожить праведно и бого­угодно.

Вопрос. Что более побуждает человека к воздержанию?


Ответ.

 1. Любовь к Богу. «Любяй Бога, ангельское житие на земли живет: постяся и бдя, поя и моляся», — говорит св. Максим.

2. Страх Божий: «Бояйся муки, воздерживается от страстей» (св. Максим).

3. Печаль о грехах, а иногда и мирская печаль, о чем сказано будет после.

4. Желание быть безстрастным и получить будущие вечные блага.

5. Нена­висть к страстям: «Ненавидяй страсти, отьемлет с их вины», — утверждает св. Марк Подвижник. И всего более побужда­ет человека к воздержанию совесть его, действуя божествен­ной благодатью (св. Марк Подвижник).

Вопрос. Как разделяется употребление пищи?

Ответ. «На воздержание, самодоволие и сытность. Воздержание есть еже алкати ядшу. Самодоволие же — не алкати, не отягощаться. Сытность же, еже отягощатися». «Отцы един предел воздержания положиша: еже не пр-льщатися насыщением чрева, ниже привлекатися сластию  гортани, но вкушающему каковую-либо пищу, еще жела­нию в нем сущу, от тоя воздержатися и не ожидати насы­щения» («Добротолюбие»).

Вопрос. Что всего нужнее при воздержании?

Ответ. Рассудительность. Во-первых, должно прини­мать во внимание возраст, воспитание, крепость тела, здра­вое или немощное состояние, душевное устроение, а также пребывание в трудах или в покое. Во-вторых, надобно испы­тывать каждый день, в какое время дня и сколько какой упо­треблять следует пищи. А безмерному посту по своему без­рассудному самочинию, на вред души своей, никак не пре­даваться, но по совету и благословению духовного отца должно хранить умеренное воздержание со всяким смирен­номудрием.

Вопрос. Какой признак победы над пресыщением?

Ответ. Если при довольстве брашен и пития бываешь воздержан не по скупости и тщеславию, а по благому произволению, то это верный признак, что победил ты страсть пресыщения.

Вопрос. Когда исчезает пристрастие к сладости брашен?

Ответ. Не прежде того, как душа твоя соединится с Утешителем Духом Святым и вкусит благодатных плодов Его. Господь же Дух есть; а идеже Дух Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17).

Вопрос. Об этом довольно. Я употребляю все мое старание быть воздержанным в пище и питии. Но что еще ты предложишь мне душеполезное?

Ответ. Дабы ты уразумел вред студного вожделения и пользу целомудрия, предлагаю теперь беседу о блудодеянии.
Оптина пустынь
Горе ленивым, если они не исправятся. Награждаются труждающихся, а ленивым предстоит печальная

Оптина пустынь
Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе

Оптина пустынь
Должно опасаться верить снам. Повествуется в житиях св. отцов, что один инок часто видел сны, и

Оптина пустынь
Не будь скор языком твоим (Сир.4:33). Сад без ограды, как учит Св. Ефрем Сирин, будет потоптан и

Оптина пустынь
От чревоугодия неминуемо возникает лютая брань плотской похоти. «Как от семени пота постов

Оптина пустынь
Ты ропщешь, что не хороша для тебя трапеза; но не затем ты шла в монастырь, чтобы разбирать вкус

Оптина пустынь
Большой вред получают те, кои ходят в мир к родным. Св. Тихон говорит: из монастыря выходить


<
denisDJ
22-12-2018 06:40
Информация к комментарию
В ком ЛЮБОВЬ, тот вместе с Богом превыше всего. Преп.Ефрем Сирин

<
Daria
23-12-2018 19:58
Информация к комментарию
А жалко этих пьяниц. Сами себя убивают. Мама всегда учила таким подавать еду. Говорила, зайди в магазин и купи такому покушать. А то деньги пропьет, а едой хоть голодным не останется и с сытого желудка протрезвеет быстрее.

<
Bagaeva
30-12-2018 13:34
Информация к комментарию
В ком ЛЮБОВЬ, тот вместе с Богом превыше всего. Преп.Ефрем Сирин
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись