О чревоугодии
Вопрос. Что такое чревоугодие?
Ответ. Пристрастное и раболепное угождение брашном, и питием своему чреву как некоему богу.
Вопрос. Как эту страсть разделяют?
Ответ. На пресыщение, лакомство и пьянство. Пресыщение есть чрезмерное отягощение своего чрева и часто без разбора относительно качества брашен. Лакомство есть пристрастное употребление сладких снедей без пресыщения, по одному только сластолюбию. Пьянство же есть неумеренное употребление вина и других хмельных напитков.
Вопрос. Которые из сих пороков особенно для нас вредны?
Ответ. Объядение и пьянство. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша обтьядением и пиянством... — говорит нам, предостерегая от них, Господь наш Иисус Христос (Лк. 21, 34).
Вопрос. Какой именно вред заключается в пьянстве?
Ответ. Пьянство вредит душе, помрачая ум злыми помыслами и растлевая сердце студными похотениями. Вредит и телу, наводя болезни, притупляя все чувства, а особливо ослабляя зрение. От пьянства многие лишаются богатства, чести и прочих благ, а другие и жизни своей, умирая безвременно и безстыдно. От пьянства бывают ссоры, брани, убийства, татьба и всякое другое зло. И, наконец, что всего ужаснее, — потеря Царствия Небесного; ибо сказано, что... пияни-цы... Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10).
Вопрос. Христианину можно ли пить вино?
Ответ. Малое благоразумное употребление вина во славу Божию никому не запрещается, а особливо, если это надобно для подкрепления здравия. Святой апостол Павел к Тимофею, ученику своему, пишет: ...себе чиста соблюдай. Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха* ради твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 22 - 23).
Вопрос. А позволительно ли тут излишество?
Ответ. Нет, сказано: ...не упивайтеся вином, в немже есть блуд... (Еф. 5, 18) ...да не ...отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34).
Вопрос. Что же мне делать?
Ответ. Уклонися от зла и сотвори благо. Убегай пьянства, а люби всегда трезвость и воздержание ...добро не ясти мяс, ниже пити вина (Рим. 14, 21) ...не упивайтеся вином... но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пеших и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 18 -19).
Вопрос. Как можно избегнуть пьянства?
Ответ. Не делай к тому привычки, отвращайся винопийц, не внимай совету их. А если кто привык к пьянству, то немедленно отстань, как от пагубной заразы, да не сведет душу безвременно во ад.
Вопрос. Это польза трезвости, а какой от пресыщения проистекает вред?
Ответ. Очень многоразличный. Пресыщение вредит и душе, и телу.
Вопрос. Как оно вредит телу?
Ответ. Оно производит в теле разные болезни, а часто и до смерти. Не пресыщайся во всяцей сладости, — говорит Иисус, сын Сирахов, - и не разливайся на (различие) брашна, ибо во мнозех брашнах недуг будет, и пресыщение при-ближит даже до холеры... (Сир. 37, 32 -33) ...труд бдения и холера и чревоболение с мужем ненасытным (Сир. 31, 23). Сверх того, пресыщением... мнози умроша... (Сир. 37, 34).
Вопрос. Как пресыщение вредит душе?
Ответ. Чреву, брашном отягощенну, и душа купно отягощается, трезвость умную теряет, в духовных подвигах ослабевает и, о горе! в ров плотского любострастия, во многие страсти, пороки и беззакония впадает. «Подобно как вода, на многие потоки разлившися, по естеству своему производит то, что всякое место, вкруг тех потоков лежащее, процветает; тако и страсть чревонеистовства, аще разлиется в твоем сердце, то вся твоя чувства напоивши и целую рощу зол в тебе насадивши, душу твою зверем жилище сотворит» (свт. Василий Великий).
Вопрос. Каково вообще состояние чревоугодника?
Ответ. Кто раб чрева, тот всегда мыслит, как бы угодить чреву своему: ...имже бо кто побежден бывает, сему и работен естъ (2 Петр. 2, 19). Любимое брашно и питие мечтается ему и во сне. При виде желанной снеди или пития он изъявляет радость. Если же их не получит или будет лишен, то сетует, скорбит, смущается, ропщет, гневается и прочее оказывает малодушие. Неприятные снеди хулит. Тайноядению и другим порокам бывает подвержен.
Вопрос. Можно ли от этого избавиться?
Ответ. «Видех, — говорит свт. Василий Великий, — многих страстьми прежде облагаемых, но потом здравие получивших; ни единаго же видех из всех тайноядцев, или чревоненасытных, исправившагося; но вси таковии или от воздержнаго жития вовсе отторгшеся, в мире развратилися, или между воздержными скрыти себе покушаяся, к диаволу сладострастием прилепилися».
Вопрос. Отчего сие происходит?
Ответ. От крайнего самолюбия, помрачившего ум и волю развратившего.
Вопрос. Не потому ли страсть чревоугодия за самолюбием первою полагается?
Ответ. Так точно! «Глава и источник всех страстей есть пресыщение чрева. Начало языков — Амалик; начало же страстей — чревобесие», — утверждает св. Иоанн Лествичник.
Вопрос. Какой первый плод пресыщения?
Ответ. «Пресыщение есть отец блудодеяния. Многие дрова умножают пламень; множество же брашен возжигает похоти» (св. Иоанн Лествичник).
Вопрос. Что еще происходит от пресыщения?
Ответ. От лица этой страсти некто говорит так: «Первородный мой сын есть блуд, а от него родившееся жестокосердие есть второй мой сын, третий — излишний сон, а отсюда проистекает море нечистых помыслов, восстают волны скверных вожделений, и, наконец, смрадная неведомых и неизреченных мерзостей бездна от меня происходит. Дщери мои суть: леность, многоглаголание, дерзость, смехотворство, суесловие, противоречие, жестоковыйность, упорство, нечувственность и плен духа, непомерное хвастовство, человекоугодие, за коим следует нечистыми помыслами сопровождаемая молитва, и возмущение мыслей, а часто внезапные и неожидаемые случаи, к коим присовокупляется отчаяние — всех пороков мерзостнейшее» (св. Иоанн Лествичник).
Вопрос. Что же делать, когда столь вредно пресыщение?
Ответ. Не пресыщайся во всяцей сладости и не разливайся на брашна (Сир. 37, 32). Яждь яко человек предлежащее ти и не пресыщайся, да не возненавиден будеши. Пре-стани первый ради наказания и не пресыщайся, да не пре-ткнешися... Коль довольно человеку наказанному малое... Сон здравый от чрева умеренна: воста заутра, и душа его с ним (Сир. 31, 18-19, 21-22). Итак, не пресыщайся и будь воздержан в пище и питии, по Христовой заповеди: внемлите же себе, да не ...отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лк. 21, 34).
Вопрос. Что нужно творить, дабы вкушать умеренно брашно и питие?
Ответ. При вкушении брашна и пития изображай на себе знамение креста с молитвою «Господи, благослови». Вкушая снеди, трезвись умом своим, поминай всегда Господа Иисуса и внимай чтению, да не отяготишися. Это много помогает умеренности, избавляя сердце от отягчения браш-ном. Рассуждай, что тебе как существу разумному непристойно вкушать пищу без разума, до пресыщения, что и душе и телу очень вредно. Блюдись охуждать снеди, воспоминая Сына Божия, вкусившаго на Кресте и желчь и оцет. Часть лучших снедей, хотя бы и не хотелось, оставляй всегда, по заповеди отеческой, для Господа нашего Иисуса Христа.
Вопрос. Всякое ли воздержание душеполезно?
Ответ. Нет! Пост с гневом и тщеславием безполезен и даже богопротивен. Душеполезно только такое воздержание, которое предпринимается с доброй целью и совершается со смиренномудрием, чтобы, поработивши плоть духу, стяжать чистоту и целомудрие и пожить праведно и богоугодно.
Вопрос. Что более побуждает человека к воздержанию?
Ответ.
1. Любовь к Богу. «Любяй Бога, ангельское житие на земли живет: постяся и бдя, поя и моляся», — говорит св. Максим.
2. Страх Божий: «Бояйся муки, воздерживается от страстей» (св. Максим).
3. Печаль о грехах, а иногда и мирская печаль, о чем сказано будет после.
4. Желание быть безстрастным и получить будущие вечные блага.
5. Ненависть к страстям: «Ненавидяй страсти, отьемлет с их вины», — утверждает св. Марк Подвижник. И всего более побуждает человека к воздержанию совесть его, действуя божественной благодатью (св. Марк Подвижник).
Вопрос. Как разделяется употребление пищи?
Ответ. «На воздержание, самодоволие и сытность. Воздержание есть еже алкати ядшу. Самодоволие же — не алкати, не отягощаться. Сытность же, еже отягощатися». «Отцы един предел воздержания положиша: еже не пр-льщатися насыщением чрева, ниже привлекатися сластию гортани, но вкушающему каковую-либо пищу, еще желанию в нем сущу, от тоя воздержатися и не ожидати насыщения» («Добротолюбие»).
Вопрос. Что всего нужнее при воздержании?
Ответ. Рассудительность. Во-первых, должно принимать во внимание возраст, воспитание, крепость тела, здравое или немощное состояние, душевное устроение, а также пребывание в трудах или в покое. Во-вторых, надобно испытывать каждый день, в какое время дня и сколько какой употреблять следует пищи. А безмерному посту по своему безрассудному самочинию, на вред души своей, никак не предаваться, но по совету и благословению духовного отца должно хранить умеренное воздержание со всяким смиренномудрием.
Вопрос. Какой признак победы над пресыщением?
Ответ. Если при довольстве брашен и пития бываешь воздержан не по скупости и тщеславию, а по благому произволению, то это верный признак, что победил ты страсть пресыщения.
Вопрос. Когда исчезает пристрастие к сладости брашен?
Ответ. Не прежде того, как душа твоя соединится с Утешителем Духом Святым и вкусит благодатных плодов Его. Господь же Дух есть; а идеже Дух Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17).
Вопрос. Об этом довольно. Я употребляю все мое старание быть воздержанным в пище и питии. Но что еще ты предложишь мне душеполезное?
Ответ. Дабы ты уразумел вред студного вожделения и пользу целомудрия, предлагаю теперь беседу о блудодеянии.