на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 25 марта
Прошу помолитесь о здравии Наталии, Алексия и Иулии. О трудоустройстве Анны. Об упокоении Георгия, Татианы, Евгении, Алексия. Спасибо.

  • 23 февраля
Прошу помолитесь о рабе Божией Анне, тяжело болящей, форма одержимости; также о здравии сродников Марии и Нины. Спаси Господи!

  • 22 февраля
Прошу пожалуйста помолитесь о здравии Наталии Людмилы Анатолия Алексия и Иулии Сергия Владимира. Об упокоении Георгия Анны Вадима. Спасибо

  • 21 февраля
Прошу Ваших молитв о р.б.Сергии болящем.

  • 18 февраля
Здравствуйте, помолитесь о болящей р.Б. Екатерине.

  • 18 февраля
Прошу помолитесь о здравии Наталии, Людмилы, Анатолия, Алексия и Иулии, Сергия, Владимира, Александра, Фотинии. Об упокоении Георгия, Марии, Николая. Спасибо.

  • 11 февраля
Прошу помолитесь о здравии Наталии, Людмилы, Анатолия, Алексия и Иулии, Павла, Фотинии, Сергия. Об упокоении Георгия, Анны, Вадима, Михаила. Спасибо.

  • 7 февраля
Прошу вас помолиться о здравии Наталии, Сергия, Алексия и Иулии, Виталия, Анны, Рустика, Павла, Фотинии. Об упокоении Георгия, Алексия, Евгении, Татианы, Марии. Спасибо.

15-01-2019, 00:04

Чудо старинной иконы преп. Серафима


преп Серафим
Слева – необычное изображение, проявившееся на обструганной иконной доске. Справа – примерно такое иконописное изображение Батюшки Серафима было на старинной иконе


Эту старую потемневшую икону уже называли просто «доской». Стояла она в деревенском сарае, где хранился всякий хлам, но у хозяев за многие годы так и не поднялась рука распилить ее на дрова, сжечь или выбросить. К темной «доске» со временем даже появилось у них некое благоговейное отношение, но как правильно поступить с ней, люди не знали. Стали спрашивать, советоваться со знакомыми, и кто-то из Православных сельчан подсказал отнести потемневшую икону в церковь…

В ноябре прошлого года в Самаре освятили храм в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, и настоятель этого прихода протоиерей Сергий Жихарев решил заказать иконописцу храмовую икону. У знакомых коллекционеров-антикваров он увидел ту самую темную икону, которая много лет простояла в сарае, потом была в сельском храме и теперь оказалась у любителей старины. Батюшка купил у них эту темную икону и по сложившейся в иконописи традиции, когда новые иконы пишут на досках от старых икон, на которых лики уже совсем не видны, решил заказать на ней роспись храмовой иконы святых Петра и Февронии. Но жизнь или, правильнее сказать, Господь распорядился иначе, и на доске проявился образ другого святого. Об этом странном случае отец Сергий Жихарев вспоминает так:

– Я в тот день отслужил в храме святого Пантелеимона, который находится в санатории имени Чкалова, и после службы заехал к знакомым, у которых заказал доски для храма. Увидел очень старую доску, которой уже было более ста лет, на ней краски были выедены, сама икона просто черная, с еле различимым и сильно поврежденным образом Преподобного Серафима Саровского. Восстановлению икона совсем не подлежала, и решено было писать на ней новую икону. Я отвез ее в мастерскую к столярам, где с нее сняли слой краски и около десяти минут шлифовали. Доска стала белая, и на ней прочитывалась текстура дерева, столяры упаковали ее в целлофановый пакет. Уже у меня дома постепенно слетела древесная пыль от шлифования, и через прозрачный пакет я увидел на свеженькой белой доске… образ Серафима Саровского! Глаза, губы, руки, четки – все прочитывалось и напоминало тень. Образ будто был написан тонким сероватым карандашом и выглядел как набросок. Удивительно, что фон на той иконе был прописан темно-синей краской, а после снятия слоя он стал светлым, сам же образ на старой иконе был светлее фона, теперь же стал темнее. Я на следующий день поехал к иконописцу Татьяне Юрьевне Даниловой и попросил ее снять кальку с проявившегося лика Преподобного. Она прорисовала потом все как было на том чудном наброске: благословляющая правая рука, левая положена на грудь, борода старца и его сосредоточенный взгляд…

– Отец Сергий, этот случай вы могли бы назвать чудом?

– Это удивительный факт, которому я оказался свидетелем… А самое главное чудо, что Господь нас еще не испепелил за наше дерзновение писать на доске лик других святых!

– Можно сказать, что таким странным рисунком на свежеобструганной доске Свыше было показано, кого из святых надо писать на иконе?

– По-другому как еще можно расценить проявившийся на отшлифованном дереве набросок… Этот рисунок не ярок своими красками, а напоминает скорее некую тень, некий штрих, но несмотря на это, хорошо виден. Батюшка Серафим будто негромко напомнил о себе и в то же время явно показывает, кого писать на этой иконе.

– А что теперь будет с храмовой иконой святых Петра и Февронии, которую первоначально хотели писать на этой доске?

– Ее уже заказали иконописцам на другой доске, над ней работают, и в ближайшее время прихожане смогут увидеть ее в нашем храме на самом видном месте.

– А икона святого Серафима Саровского где теперь будет находиться?

– Я надеюсь, что после работы иконописца мы ее благоговейно встретим в нашем храме, и каждый верующий сможет помолиться перед этим образом, который так дивно проявился.

Набросок иконы на дереве видела и иконописец Татьяна Данилова, которую батюшка попросил написать икону. За двадцать лет работы в реставрации икон ей впервые пришлось столкнуться с таким странным рисунком. Поэтому прежде чем спрятать под грунтовкой образ, она взяла в руки фотоаппарат и запечатлела для всех нас проступивший лик Серафима Саровского. А при нашей встрече первым делом показала мне фотографию.

– Татьяна, вы как специалист можете сказать, какими средствами нарисован этот образ?

– Это была как некая дымка, дающая точное представление образа святого Серафима Саровского.

– То есть образ не был написан ни карандашами, ни красками?..

– Нет, образ виден не благодаря краскам, которые зрят глаза, а некой видной прозрачностью, которая рисует силуэт, и уже память воспроизводит образ с икон святого Серафима, и мы видим его лик. Немного справа и чуть издали рисунок был виден лучше, чем вблизи.

– Давайте попробуем объяснить это изображение с точки зрения техники живописи. Можно предположить, что в дерево за сто лет впитались краски и лаки, которые и создали образ?

– Как пишутся иконы? Сначала на доску натягивается холст, потом наносится грунт, живопись идет тонкими слоями от темного к светлому, и нижние слои красок более впитывают в себя лаки и смолы, в верхних слоях больше белил. Эта икона была сделана без ткани, и у нее наложен очень тонкий грунт, можно предположить, когда покрывалось олифой, вот эти теневые участки больше впитались в дерево. Но удивительно, что впитались они ровно по очертанию контура лика святого. Прочитываются даже выражение глаз, изгиб бровей и несколько суровое выражение лица Батюшки Серафима. Почему они впитались таким образом? В этом и загадочность изображения. Если просто пропитались лаки, то почему так, что показано основное – лик Святого, его благословляющая рука, и уже не совсем главные детали становятся более прозрачными, и весь рисунок переходит в ткань дерева.

– Какое чувство испытываете, работая над этой иконой Преподобного Серафима?


– Спокойствие и благоговение…От иконы пахнет тонким запахом ладана и еще разными запахами, которые говорят о храме.

– Можно назвать проявившийся образ чудом?


– Чудо это или нет, не могу сказать… Видела я одно – на дереве был образ, который не рисовал никто из земных иконописцев.

– Вам не жаль было земными красками зарисовывать нерукотворный образ?


– Да, было немного… сверлило такое чувство в душе… Но этот образ и появился, вероятно, для того, чтобы написали икону уже земные художники, для простых земных людей и во имя их утверждения в вере. Чтобы в минуты радости и скорби мы пришли к Батюшке Серафиму, который таким чудным образом показался на старой отшлифованной доске.


«Благовест», Самара

24 июня 2010 г.
Оптина пустынь
Григорий Богослов: «Надлежало, чтобы поклонение Богу не ограничивалось одними горними, но были и

Оптина пустынь
Величайшая христианская добродетель — любовь. Вера наша в момент, когда мы непосредственно увидим

Оптина пустынь
Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить

Оптина пустынь
 Благое основание отречения от жития мирского составляют незлобие, пост и целомудрие.

Оптина пустынь
Никто ничего не может делать с усердием, если не будет убежден, что это дело принесет пользу. Так

Оптина пустынь
Хорошо ли это? Весьма худо уже потому, что за всякое праздное, тем паче худое слово, по

Оптина пустынь
Но придет время всемирной катастрофы, весь мир запылает в огне. Загорится земля, и солнце, и луна


<
NatashaM
16-01-2019 22:01
Информация к комментарию
Смирихся и спасе мя Господь.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись