Питается словом Божиим тот, кто принимает его и его исполняет; тот же, кто отвергает слово Божие и отвращается от него, тот и не питается им. Душа не верующих в Бога не умеет ясно требовать пищи слова Божия, но голод души их сказывается в безотчетной мучительной тоске. Среди всех наслаждений, среди удовлетворения похотей и страстей, в вихре веселия, богатства и роскоши на них часто нападает глубокая, мучительная тоска. Часто им все вдруг становится немилым, пустым. Душа плачет, душа тоскует, и они смутно чувствуют эту тоску своей души-христианки. Душа требует, чтобы были утерты ее слезы. Душа просит пищи неизмеримо более высокой, чем те наслаждения, которыми пробуют утешить ее люди, далекие от духовной жизни, – говорит архиепископ Лука. Науки и искусства – часто принимаемые за самые благородные и самые возвышенные проявления человеческой деятельности – не в состоянии удовлетворить высших духовных запросов человека. Духовный голод человека ими не удовлетворяется; и человеческая душа на обширных рынках человеческой мысли не находит для себя пищи, которая бы насытила ее.
Начальный пост, т.е., пост собственно в узком смысле, – есть воздержание от яств и воздержание в качестве и количестве их. Чем больше наблюдается порядка и умеренности в употреблении пищи и пития, тем крепче, благоустроеннее и в движениях легче бывает тело наше.
«Телесный пост установлен для того, — читаем у прав. Иоанна Кронштадского
, — чтобы легче было поститься душою». Однако свт Иоанн златоуст замечает: «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его».
«Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8, 11-12).
«Я есмь хлеб жизни – говорит Спаситель; – приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6, 35; 6, 55-56; 6, 63).
Полнота любви, радости, счастья жизни – в единении со Христом (ср.: Ин. 10, 10; 17, 21-26). Он один может насытить ничем земным ненасыщающееся наше сердце; Он один знает, что нужно сердцу нашему, и может подать ему, что ему нужно.
Пост есть послушание воле Божией, победа духа над телом, залог исполнения Заповедей Господних и продвижения к благочестию и добротолюбию. Послушание – не вынужденное и пассивное подчинение, а свободное согласие с замыслом Божиим, который содержится еще в тайне, но уже предлагается вере словом... Будучи рабом греха, человек, хотя и стремится в глубине своего существа к послушанию, однако не способен быть послушным Богу. Послушание Иисуса Христа Своему Отцу, есть наше спасение, и, благодаря ему, мы обретаем вновь послушание Богу.
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8-16).
«Господь, по вечной любви Своей» (3 Цар. 10, 9), –
«по воле Своей» (Дан. 4, 32),
«творит все, что хочет» (Пс. 113, 11) во вселенной. И воля Его есть
«благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). –
«И нет никого, кто мог бы противиться руке Его» (Дан. 4, 32).
«Ибо кто противустанет воле Его»? (Рим. 9, 19). А между тем
«весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19).
Бог не сотворил зла; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.
Живой носитель образа Божия – человек – наделяется Богом свободной волей и предназначается жить в саду Едема: жить свято в общении с Богом и в послушании Ему. Такова была воля Божия о человеке.
Но уже первый человек, по гордости своей, возмечтал сам стать «как боги» и нарушил повеленное Богом – впал в грех, и с того времени вынужденно переживает его следствие: зло, болезнь, смерть. Опыт последующих поколений в человечестве свидетельствует о причастности всех ко греху и об умножении зла в мире.
«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екк. 7, 20).
Каждый человек свободен в своем действовании, а потому и ответственен за него. Сознанию человека всегда предлагаемся возможность добровольного избрания как общей линии своего поведения, так и конкретных, самомалейших поступков в жизни. Человек волен склонять себя на путь жизни или на путь смерти (ср.: Иер. 21, 8), на добро или на зло (ср.: Вт. 30, 15-19) [2].
Будем, однако, помнить, что именно по воле Божией человек обладает способностью свободно действовать в жизни, – т.е. свободно поступать по своей воле. Потому, даже когда человек добровольно избирает злое – согрешает и творит зло, – Господь явно не препятствует этому злоупотреблению человека волей. Живя среди нас, Спаситель
«не покорял людей очевидностью Своего могущества. Он не применял силу, а оставлял неприкосновенной свободу человека» (41, 139). И справедливо. Ибо если бы вдруг Бог стал явно препятствовать деланию человеком (по своеволью!) зла, то Он тем самым лишил бы этого человека свободы воли, которой Он Сам же и одарил его еще при сотворении. И тогда, воля Божия, препятствующая волеизъявлению (на зло!) человека, оказалась бы в противоречии с волей Божией, некогда (при сотворении) даровавшей свободу воли человека. – Бог стал бы в противоречии с Самим Собою... Но –
«верен Обещавший» (Евр. 10, 23),
«у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17; ср.: Мал. 3, 6). Бог, конечно же, не благословляет зла, но лишь попускает его до времени, когда оно будет всецело истреблено (ср. 1 Кор. 15, 26; 2 Фес. 2, 8; Пс. 36, 9 и др.).
«Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» (Сир 15, 20) [3].
Бог – жизнь, и жизнь вечная. А посему, всякое отступление человека от Бога – от Его заповедей – неизбежно отводит человека и от жизни в Боге, от жизни вечной и столь же неизбежно приводит к смерти.
Как велика сила поста, соединенного с молитвою! Бесовщина из одержимого ею человека
«не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 22; ср.: Мф. 17, 21). На постящегося – т.е., на смиряющегося душею – не смеют нападать демоны. Господь преклоняется на молитву смиренных, сетующих о грехах своих и постящихся, и – исполняет ее им во благо. Господь
«исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их... Близок Господь к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс 146, 3; 33, 19).
Постящийся самим подвигом воздержания свидетельствует об усилии, предпринимаемом им с целью предодоления своего плотского естества – ветхого человека. Так, – по словам прав. Иоанна Кронштадтского, – питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным.
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищяют его», – говорит Спаситель (Мф. 11, 12; ср.: Лк. 16, 16). Подвиг поста и есть одно из усилий, преображающих человека, помогающих ему победить собственное естество во имя возвышения духовной стороны личности, готовой к предстоянию пред Богом. Пост и молитва возвышают человека над собственным его естеством и приводят к чистому и духовному общению с Богом. Поэтому, когда мы ради духовного совершенства, ради благочестия и чистоты, ради обуздания своей плоти воздерживаемся от какого-либо желаемого нам плотского удовольствия – наслаждения яствами, покоя плоти и ее услаждения, – то мы тем самым свидетельствуем жизнью своею, что душа наша стремится к совершенной жизни по-Божьи. Тело утонченное, трансформированное слезами, постом, болезнями, трудами, делается более способным к воздействию духовных благодатных сил... Аскетизм нужен прежде всего для творчества, для молитвы, для любви, т.е. для всякого человека и для всей его жизни . Аскетизм есть борьба с плотью ради торжества духа, согласно заповеди апостольской: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).
Прот. Михаил Труханов