на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 14 июля
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о упокоении: Пелагии Владимира Александра Шалвы Лидии. Благодарю!

  • 8 июня
Помолитесь, пожалуйста, об отр. Маргарите, что бы она все ж оказалась в списке поступивших. Что бы Богородица ослабила ей экзамены. Спаси Всех Господи!

  • 8 мая
Очень прошу молитв о здравии Александра!

  • 8 мая
Помолитесь пожалуйста на Проскомидии о упокоении : Владимира Шалвы Симеона Софии Егора Пелагии Клавдии Лидии Наталии Петра Александра Тамары Ивана Елизаветы Егора Георгия (Юрия) Валентина Андрея Игоря Галины Георгия Михаила Надежды (Абиричева) Василия Игоря Африкана Владимира. Усопшие - крещёные православные. Самоубийц нет. Шалва - православное грузинское имя. Спаси вас Господи.

  • 8 мая
ОЧЕНЬ ПРОШУ МОЛИТВ О ЗДРАВИИ Р.Б.ОЛЬГИ

  • 7 мая
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о сохранении брака между мной в крещении Людмилой и моим мужем Александром (который не имеет иных отношений, но влюбился в другую женщину). Благодарю!

  • 7 мая
Необходимы молитвы за болящую Эмилию. Заболела вирусом.

  • 7 мая
Помолитесь пожалуйста о болящей Валентине.

2-01-2020, 00:09

Предосудительность и вред пьянства


оптина пустыньВнемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объедением и пьянством и печальми житейскими, и найдёт на вы внезапу день той. (Лук., 21, 24)

Слушайте, братия, что говорит Христос Спаситель наш, предопределённый судья живых и мертвых! Внимайте божественным словам Его, и держите их в вашем уме и сердце. Смотрите за собою, говорит Господь, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот, в который придёт Господь во славе судить живых и мёртвых, не постиг вас внезапно. Ибо этот день, как сеть найдёт на всех , живущих по всему лицу земному. Итак бодрствуйте на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий, и предстать пред Сына человеческаго (Лк., 21, 34 – 36).

Не зная ни дня ни часа, в который придёт сын Человеческий (Мат., 25, 13), мы должны всегда бодрствовать, т.е. должны всегда помнить о Боге и о Его святом законе, чтобы нам всё делать по заповедям Божиим, чтобы и мысли наши, и чувствования, и желания,Ю и дела подчинялись закону Божию, чтобы всею душою любили мы Бога и всеми силами старались делать только угодное Богу. А для этого и должны мы всячески беречься, чтобы сердца наши не отягчались ни объедением, ни пьянством, ни заботами житейскими. Сердце наше принадлежит Богу: оно всецело должно быть Ему посвящено, т.е. всецело должно быть занято любовью к Нему. Всякая другая любовь, и всякая земная необходимая забота должны быть подчинены любви к Богу и главной нашей заботе о том, чтобы всегда усердно служить Богу, т.е. исполнять заповеди Божии.

От чего же предостерегает Господь? От того, что так обыкновенно привязывает человека к земле, подавляя в нём мысли о Боге и о вечной жизни, о назначении человека к вечности и о его обязанностях, – от объедения, пьянства, и забот житейских. Братия! Будьте внимательны к себе, и смотрите, как часто суетные заботы о житейских нуждах заглушают в душе мысли о Боге, памятование о будущей жизни, подавляют в сердце благочестивые чувствования и добрые желания! Как часто неумеренность в пище или объедение делает человека неспособным к благоговейным размышлениям и молитве. И как это обыкновенно, что человек, и ныне и завтра предаваясь неумеренности в пище делается сластолюбцем; чувственные удовольствия занимают его мысли и желания; нет у него расположения к духовным занятиям, к размышлению о Боге и об обязанностях к Нему; их бог чрево, говорил Апостол, и слава в сраме их; они мыслят о земном (Филипп. 3, 19). А что сказать о пьянстве? Как велико это зло? Как пагубно действует этот порок? Как он унижает человека? Как вреден для души и тела? Как много зла производит в семействах и обществах? Как пагубен он по отношению к жизни настоящей и будущей?

Смотрите на примеры пьянства и сами рассуждайте. Смотрите на гибельные плоды этого порока, и бегите прочь от этого зла. Смотрите, как вредно пьянство и для самих пьяниц и для других, и не только сами удаляйтесь от этой язвы, но и других всеми мерами предостерегайте и отвлекайте от этого гибельного источника неисчислимых зол. Помышляйте о выгодах трезвости, и крепко держитесь этой добродетели.

Братия! Будьте внимательны: скажу вам несколько поучений о пьянстве, чтобы вы удобнее могли размышлять о вреде пьянства и благотворности трезвой жизни, и здраво размышляя о пороке пьянства и добродетели трезвости, тем более чуждались пьянства, и тем более уважали и любили добродетель трезвости и всегда проводили жизнь трезвую.

Что такое пьянство? Пьянство есть неумеренное или излишнее употребление опьяняющих напитков, от чего человек обычно делается неспособным к здравому размышлению и разумному управлению самим собою.

Кого мы называем пьяным? Обыкновенно того, кто так упился вином, что более или менее лишается способности здраво рассуждать и свободно действовать.

Как вам кажется положение человека упившегося виноми по влиянию опьянения нездраво рассуждающего и ослабевающего в употреблении телесных сил? Скажите, хорошо ли это состояние? Возвышает ли оно достоинство человека или унижает? Честь ему доставляет или отнимает у него честь? – Знаю, что многие из вас смотрят на пьянсво снисходительно или равнодушно, почти не считая предосудительным состояние опьянения. Знаю, что есть между вами многие, которым это состояние нравится, даже сами ищут его, готовы при каждом удобном случае предаться опьянению, или хотят пить до излишества, и этого не почитают для себя неприличным или бесчестным. Знаю, что некоторые из вас, будучи отцами семейств, не только сами охотно предаются нетрезвости, но и детям ещё юношам, дозволяют это, и не почитают пьянства опасным пороком, и потому дети на глазах родителей пьют вино и упиваются, и родители смотрят на это равнодушно. Но скажите, опять спрошу вас, хорошо ли это? Достойно ли это человека? Честь ли ему или утрата чести?

Знаю, что если вы подумаете внимательно, то согласитесь, что быть пьяным не делает чести человеку, не возвышает достоинство человека, а унижает его; согласитесь, что предаваться неумеренному употреблению вина, нехорошо и вредно. Посудите сами, когда в какой-нибудь праздник видите вы среди себя, иных пьяными, а других трезвыми; кого вы одобрите – пьяных или трезвых? Конечно, скажете, трезвых. Почему трезвых? Это понятно, скажете, что трезвый человек и лучше говорит и лучше держит себя, и сам на себя походит; а нетрезвый то скажет лишнее слово, неприличное или оскорбительное; а то пожалуй и руками кого-нибудь обидит, да и вид его делается не свой; неприятно смотреть, когда он говорит нехорошо, и держит себя нехорошо, и ходит не прямо, или совсем не может ходить.

Правду вы говорите, что всё это нехорошо, нечестно, недостойно человека. Ноя спрошу ещё тех из вас, которые иногда подвергались неумеренному потреблению вина или были пьяны: как вы чувствовали себя, когда проходило опьянение? Как вы смотрели на своё предыдущее положение, т.е. на это опьянение? Что бывало тогда в душе вашей, чувство довольства или неудовольствия, чувство мира и спокойствия, или напротив чувство смущения и беспокойства? Если мало обращали внимания на самих себя, на внутреннее состояние своей души; то, может быть, затруднитесь отвечать на предлагаемые вопросы; потому что, не внимая себе мы не видим самих себя, и наши внутренние душевные расположения проходят незамеченными. Но внимавшие себе хорошо знают, что бывало с ними; что испытывали они в своей душе, когда проходило опьянение, и они, оставаясь сами с собою, смотрели на свою душу и чувствовали, что в ней происходило. Да и каждый, не внимавший (себе) прежде, если подумает, вспомнит, что с ним бывало, когда после опьянения делался он трезвым? Что чувствовал тогда? Как ему казалось его предыдущее состояние опьянения? Какие следствия оставались от него в душе и теле?

Кто сколько-нибудь посмотрит на своё душевное состояние после опьянения, тот не скажет, что душе его хорошо, что от нетрезвости не остаётся никакого дурного последствия, что в душе его мирно и светло; напротив, почувствует, как это нехорошо и как тяжело бывает для души, когда после опьянения, приходит она в обыкновенное своё состояние; он чувствует в в душе томление, пустоту или потерю чего-то немаловажного, и оттого бывает невесел и печален.

Скажите, отчего это бывает? От того же, от чего и после всякого худого дела или после всякого греха душе бывает тяжело; совесть обличает и укоряет человека за нарушение долга, за неисполнение или нарушение заповеди Божией, за оскорбление Бога преступлением Его заповеди. Когда не обращаем внимания на самих себя. Беспечно предаёмся тому или иному пороку; тогда мы не замечаем своего внутреннего расстройства; а потому и не чувствуем той скуки и скорби, какую начинаешь чувствовать, как скоро будем внимательны к своему внутреннему состоянию. Это подобно тому, как хозяин дома, пока не обращает внимания на недостатки и неустройство своего дома, бывает спокоен и не чувствует в своей душе заботы; а когда станет обращать внимание на недостатки дома, на то, что в нём ветхо, что не порядке, что запущено по несмотрению; тогда почувствует в душе заботу, тогда тяжело будет смотреть ему на неустройство своего дома, и не успокоится, пока не приведёт в порядок того, что требует исправления. Так бывает и с теми, которые и ныне и завтра подвергаются нетрезвости и, по видимому, в своей душе тяготы от этого порока; это только от их нерадения и беспечности к самим себе , от их невнимания к тому, каковы они должны быть, и как должны употреблять дары Божии. А когда посмотрят на себя, когда дадут своей совести говорить правду; она тотчас начинает открывать им опасное их положение, обличает их в нерадении о себе, в злоупотреблении даров Божиих, в уклонение от пути истины на распутья заблуждений.

Братия! Будьте внимательны к себе, и смотрите, что хорошо, и что нехорошо. Бойтесь беспечно предаваться влечению порока; от нерадения хозяина дом приходит в беспорядок и разорение; и от невнимания к самому себе человек подвергается порокам и погубляет свою душу. А что для нас важнее нашей бессмертной души? Что для нас необходимее, как попечение о спасении своей души? Какая польза человеку, говорит Христос Спаситель, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мат., 16, 26).

Будьте, братия, внимательны к себе, чтобы видеть вам, какое зло пьянство, как оно вредно и гибельно для человека и, понимая зловредность этого порока, вы не станете равнодушно смотреть на это зло, не позволите себе увлекаться примерами других, которые, не заботясь о себе, к крайнему своему несчастью, беспечно предаются пьянству, но будете стыдиться и бояться этого порока, как постыдного для человека и крайне вредного для души и тела и для внешнего благосостояния.

В следующей беседе рассмотрим, как вредно пьянство для души и для тела.

В заключении беседы прошу вас: сознавая свои немощи, или нерадение и беспечность о своём спасении или наклонность к пороку нетрезвости или к другому какому, обращайтесь с молитвою к Господу Богу и просите у Него милости, чтобы Сам Он Своею благодатью и простил вам грехи ваши, и укрепил вас в борьбе с порочными наклонностями, и наставил вас на путь благочестия и добродетели, во славу имени Своего, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Архиепископ Евсевий (Орлинский)
Беседы о пьянстве
Оптина пустынь
Сейчас очень в моду вошло курение с использованием кальяна. Внешне он привлекателен тем, что как

Оптина пустынь
Вспомним здесь и то ужасное событие, о котором пишет блаженный Иероним, что в ночь, когда от

Оптина пустынь
Но через несколько времени оба ее сына, по неисповедимым судьбам Божественного Промысла, умирают,

Оптина пустынь
Если будешь осуждать людей, то не придут к тебе слезы и умиление. Хорошо вспомнить прошлые свои

Оптина пустынь
Звери были архиереи иудейские, а с ними книжники и фарисеи, которые скрежетали на Него своими

Оптина пустынь
Живя неподалеку от Малороссии (нынешней Украины), вздумал он со своими сыновьями завести в своем

Оптина пустынь
Вопрос. Что есть смирение? Ответ. Смирение состоит в том, чтобы не думать о себе ничего

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись