Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Продолжим, возлюбленные братья и сестры, постигать ту тайну, которая была сокровенна на Тайной Вечери.
В то время, когда Господь наш Иисус Христос проповедовал Евангелие, Он имел в лице учеников единый апостольский лик. Но на Тайной Вечери этот единый лик резко разграничился. Большая часть учеников, а именно 11, прильнули своими сердцами к сердцу Христову, но один из них, Иуда Искариотский, наоборот, удалил свое сердце от Истины и пошел совершенно иным путем. Какая же тайна кроется в этом разделении апостольского лика?
Чтобы понять ее, возлюбленные братья и сестры, нам необходимо перенестись своим мысленным взором к тому моменту, когда был сотворен первый человек Адам.
Адам, как мы уже знаем, был сотворен в святости. Но эта святость должна была еще утвердиться свободной волей самого человека. Дьявол, падший ангел, позавидовал блаженству первого человека и решил соблазнить его. До того момента, когда человек еще не был прельщен дьяволом, его жизнь в раю была поистине блаженной. Человек имел непосредственное общение с Богом, и предполагалось дальнейшее совершенствование его духовных сил, совершенствование человеческой души. По мере того, как он преуспевал бы в этой святости,— он все более и более восходил бы по ступеням духовного совершенства, пока не наступил момент, когда человек пришел бы в состояние невозможности грешить. Проще сказать, до грехопадения человек покорял свою волю воле Божией. Жил под Промыслом Божиим. Но дьявол обольстил человека. Он стал внушать ему дерзкую, заманчивую мысль: «Вы будете яко бози». И эта коварная приманка понравилась человеку, возжелавшему стать наравне с Богом, уже не покоряющимся и не ходящим пред Ним, не находящимся в Его власти. Он пожелал стать богом, равным Творцу. А когда он воспринял в сердце свое эту дьявольскую мысль, тогда-то и совершил первое грехопадение. Грех вошел в душу человеческую, и человек увидел себя обнаженным — не обоготворенным, а в том естестве, в котором он был создан, взятый от земли. И поэтому пришлось ему смотреть уже не на небо, а на землю, на свою наготу. Увидел он, что обманулся, увидел, что обольщен лестию дьявольскою, и был изгнан из рая и горько рыдал: «Увы мне, раю, раю мой прекрасный!»
В душе человека, возлюбленные братья и сестры, появился грех, но не окончательно была убита святость, данная Богом человеку. В душе человеческой, с одной стороны, появилось тяготение ко греху, а с другой — стремление отстоять святость, полученную из рук Творца. Происходило внутреннее разделение. И то, что произошло в душе первозданного человека, перешло на его потомство. В потомстве первозданного человека тоже произошло разделение. Одни сыновья Адама и Евы пошли по пути Богообщения, по пути святости, потому что они усвоили ту благую весть, которая была передана их родителям. Они уверовали, что их изгнание из рая — не окончательное решение Господа, что семя жены сотрет главу змия, только надо ожидать этого благословенного времени, ожидать и жить пред Богом и с Богом. Вот эта часть людей, как я сказал, пошла по пути Богообщения, по пути сохранения себя в данной еще праотцу Адаму святости. И эта ветвь потомства Адама и Евы учредила жертвоприношение, с которым была связана мысль о пришествии в мир Христа Спасителя. Но другая часть людей, другая часть сыновей и дщерей Адама так и не сумела избавиться от горделивого желания быть «яко бози». Это стремление быть равным Богу или вообще жить вне Бога усугубило грехопадение прародителей.
Итак, одна часть человечества жаждала возвратить утерянное Богообщение, другая, по навету дьявольскому, восхотела жить свободно, без Бога. И мы видим это разделение уже в первом поколении детей Адамовых. Мы видим, что Авель приносит жертву, благоприятную Богу, в то время как Каин слушается отца лжи и убивает Авеля. И когда Господь спрашивает: «Каин, где твой брат Авель?» — убийца дерзко отвечает Господу: «А что, я разве страж своему брату?» Видите, какая дерзость, какая гордыня, возлюбленные братья и сестры, обуяла душу и язык Каина! Дескать, для чего Тебе вмешиваться в мою жизнь, я и без Тебя обойдусь, Господи. Нечего вопрошать меня, я как хочу, так и буду жить. Хочу — почитаю родных, хочу — нет. Хочу — уважаю своих братьев, а хочу — нанесу им раны или даже убью.
Вот так, возлюбленные братья и сестры, произошло разделение человеческого общества на добрых и на худых. Первые слушались Бога и жили пред Богом, старались сохранить данное им обетование о пришествии в мир Христа Спасителя и передать его потомкам. А вторые старались самих себя сделать богами, обоготворить свою личность, обоготворить светила и тварь, удалиться от Творца и Создателя своего. И мы видим, как все более и более происходило это разделение в человечестве. Все больше и больше людей отвергали Бога, и уже при жизни Ноя человечество под действием того же исконного врага, дьявола, допустило такие грехопадения, о которых даже нельзя помыслить, а если мы о них и услышим, то оскверним свой слух. Не зря же Господь сказал: «Не имать Мой дух пребывати в человецах сих, зане плоть есть». Люди убили в себе все духовное, все святое, погрузились, подобно животным, в землю и только на земле искали себе счастья и радостей. В похотях плотских они стремились удовлетворить свои как бы высшие потребности, а по существу — исполняли свои низменные желания. Видя мерзость и нераскаянность их сердец, Господь ниспослал на землю Великий потоп — так, что один Ной с сыновьями и женой сумел спастись среди разбушевавшейся стихии в Ковчеге Завета. Но дьявол и тогда сумел подобрать ключ к падшей душе человека, соблазнив одного из трех спасшихся сыновей Ноевых — Хама. И опять произошло разделение.
Вот так это и продолжалось до пришествия в мир Христа Спасителя. И нет ничего удивительного в том, что разделение сонма апостолов произошло под действием того же самого отца лжи, дьявола. Если большая часть апостолов, которые «чаяли утехи израилевой», всем сердцем впитывали глаголы жизни вечной, то для одного из них, для Иуды Искариотского, учение Христово представлялось не чем иным, как обманом. Иуда, пребывая в числе апостолов, думал обогатиться за счет имени Христова. Но он ошибся, потому что, не поверив Христу, поверил диаволу.
Вот почему, возлюбленные братья и сестры, произошло это разделение. И не только в момент Тайной Вечери это совершилось. Разделение человеческого общества продолжилось и после страданий Христовых. Оно продолжилось и после того, как Христос создал Церковь Свою Святую. Одна часть человеческого общества пошла за Христом, обратила сердце к Богу и только в Боге полагала свое счастие, свою жизнь. Эта часть общества, конечно, достигала счастия, потому что получала оживотворение духовное свыше от своего Творца и Создателя. Но другая часть человечества пошла по пути отца лжи, диавола, который внушал людям устраниться от Христа, удалиться от Него. И не только удалиться, но еще и противостать последователям Христовым. И мы видим это совершающимся уже в первые века христианства. Едва только была воздвигнута Церковь Христова, как иудеи восстали на нее. Едва апостолы пошли с проповедью Евангелия спасения, как над ними стали глумиться и гнать их, гнать вплоть до смерти.
Теперь, возлюбленные братья и сестры, для нас понятна та величайшая тайна, которая скрывалась на Тайной Вечери. И то разделение, которое на ней произошло, будет продолжаться до скончания века, пока не придет Господь во славе Своей и окончательно не пресечет зло. Только после этого наступит торжество Церкви Христовой, наступит веселие и радование для тех, кто жил в Боге, кто жил для Бога. И если мы с вами хотим удостоиться этой блаженной жизни, которую Господь обещал всем любящим Его, то мы обязаны жить для Бога и в Боге, жить добродетельно, жить так, как заповедал нам Господь наш Иисус Христос — освящать свою жизнь Божественною благодатью, преклонять свою волю к воле Божественной и удаляться от мыслей дьявольских.
Возлюбленные братья и сестры, чтобы не постигла нас участь Иуды-предателя, да бежим мы от гнусной мысли, которую внушал некогда еще праотцу Адаму дьявол, от гнусной мысли, которая привела Иуду Искариотского не на крест, а на позорное древо, где он и предал душу отцу своему, дьяволу. Чтобы этого не случилось, будем проводить жизнь в святости, и Господь укрепит нас с вами на блаженном спасительном пути и сподобит вечной радостной жизни со всеми угодившими Богу. Аминь.
митр. Иоанн Снычев