06/19 апреля 1811 года почил схимонах Афанасий (Охлопков) - ученик преподобного Паисия Величковского и духовный учитель преподобного Оптинского старца Макария.
Афанасий (Захаров) (в миру Николай Андреевич Охлопков) происходил из дворянского рода, в молодости служил в гусарском полку ротмистром, но в 30 лет вышел в отставку и поступил в Нямецкий монастырь, где был пострижен в монашество старцем Паисием. Прожил в Нямецком монастыре более семи лет, где «всего более занимался он по благословению старца Паисия, выпискою наставлений из отеческих книг о молитве, смирении, терпении, послушании, любви и прочих добродетелях, о стяжании которых имел всегдашнее попечение».
По личной надобности и просьбе он был отпущен в Россию в 1777 г. с монахами Амвросием и Феофаном, но не смог уже возвратиться обратно, о чем очень сильно скорбел.
Был определен во Флорищеву пустынь Владимирской губернии, исполняя некоторое время обязанности казначея, позже жил в Гороховском монастыре, но в обеих обителях имел множество скорбных искушений. В 1806 г. путешествовал на богомолье в Киев, по болезни на обратном пути остался в Белобережской пустыни. В 1815 г. по благословению преосвященного Досифея перешел в Площанскую пустынь, где и остался на постоянное жительство, прожив в обители 10 лет.
Его пребывание в Площанской пустыни в течение десяти лет служило для всей братии примером, в его житии мы читаем, что: «многие воспользовались его жизнию, наставлением и любовию; ибо старец сей был кроток, снисходителен, смирен, милостив, сострадателен и любовен ко всем». Был старец Афанасий страннолюбив, принимал всех, утешая и обеспечивая необходим, кормил все, даже жертвуя своей трапезой. Был милостив старец и к бессловесной твари – всегда заботился, чем накормить птиц.
Даже будучи немощен, всегда исполнял заповеданное старцем Паисием правило. А правило это было таково. Придя с утрени, прочитать Акафисты Спасителю и Божией Матери, молитвенно вспоминая страсти Христовы, прочитать по Каноннику кондаки и тропари, две главы из Апостола и одну из Евангелия. Затем следовало молитвенное воспоминание Божией Матери и святых, пришедших на память. Завершалось же правило чтением синодика о здравии и упокоении родных, близких и благодетелей. При этом правиле старец клал две сотни поклонов и совершал его утром и вечером.
На службах всегда стоял до отпуста и никогда не садился ни при каких обстоятельствах. Во время чтения из Пролога и толкового Евангелия он подходил к самому чтецу и, опираясь грудью на костыль, с опущенной головой задумчиво внимал чтецу. Опухоль на коленях, образовавшуюся от усиленного стояния, старец смазывал маслом от лампадки Казанской иконы Божией Матери, имея к ней великую веру. При одном упоминании при нем Ее имени старец проливал слезы и молился.
Братия монастыря ежедневно приходили к старцу ради пользы и духовного утешения. Для всех он находил простое слово, говорил с крайним смирением, как ничего не знающий. Любил назидать чужим примером, рассказывая о жизненных встречах с преуспевшими иноками. С приходящими мирянами старец беседовал о милосердии к нищим, о будущих страданиях, говоря с любовью о том, что эта жизнь дана на взыскание будущей. Сектантов и раскольников молил и уговаривал оставить свое заблуждение, и Божией милостью многие из них обращались к Православной Церкви.
Отец Афанасий своей простой и детской незлобивостью, смирением и кротостью поучал без слов, а свободное время старец проводил в переписывании из отеческих книг душеполезных наставлений, в надежде в будущем систематизировать собранные им бесценные россыпи святоотеческой мудрости. Но при жизни отцу Афанасию завершить намеченное не было суждено. Уже после его кончины сей труд, составивший несколько томов, был передан из обители в Орловский церковно-археологический комитет для музея.
Осенью 1825 года старец Афанасий занемог и мирно передал свою душу Господу при конце воскресной вечерни на руках своего ближайшего ученика отца Макария - будущего оптинского Старца.
Девять лет, проведенные рядом с таким светочем «Паисиевого гнезда», как схимонах Афанасий, дали возможность отцу Макарию приобрести неоценимую пользу для своей души. Старец Афанасий имел у себя верные списки всех трудов и переводов отца Паисия (Величковского): книгу Исаака Сирина, исправленные древние славянские переводы писаний Макария Великого, Симеона Нового Богослова, самим старцем переведенные писания Максима Исповедника, Феодора Студита, жизнь Григория Синаита, слова Григория Паламы и другие. Чтением и переписыванием этих рукописей ученик и последователь схимонаха Афанасия, отец Макарий, с глубоким рвением принялся утолять свою духовную жажду. Годы спустя эти верные списки с переводов старца Паисия (Величковского) легли в основу издательской деятельности отца Макария уже в Оптиной пустыни.