на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 28 августа
Прошу ваших молитв об отроковицы Елене. Поч ти перестала есть. Истязает себя диетами. Очень боюсь анарексии. Помолитесь о её вразумлении, что она вредит своему здоровью.

  • 27 августа
Прошу Ваших молитв о здравии р. Б. Алексея, болеет сильно, а он один кормилец в семье где ребенок инвалид и престаоелая мать

  • 23 августа
Братья и сестры,помолитесь, пожалуйста, о здравии, душевном спокойствии и налаживании жизни Марины, ей очень тяжело.Спаси Господь.

  • 21 августа
,, здравствуйте. У меня очень много проблем. Помолитесь пожалуйста что бы меня приняли на работу на завод, куда я отправила резюме. У меня дочь очень хочет учится в кадетском корпусе, и исправится в добрую сторону.. Но очень много препятствий на это. Помолитесь пожалуйста, что бы приняли её и она начала меняться, захотела учиться, слушаться, молиться.. И мама, у меня с деменцией, у меня не хватает сил и, я на неё потратила всё силы и деньги.. И выдохлась Го молитесь, что бы Господи помоги, укрепил меня, поддержать меня Господи помоги пожалуйста нам Отцы миленькие помолитесь за меня Наталью мою дочь Маргариту моб маму Иулию. спаси всех Господи

  • 21 августа
Прошу молитв за меня р.б. Наталию о разрешении ситуации на работе

  • 21 августа
Прошу молитв о исцелении болящего Алексея онкология на могут вывести воду отчётность низкое давление

  • 18 августа
Добрый день, помолитесь, пожалуйста, за меня. Уже как пару месяцев не болела спина, а сейчас опять обострились сильные боли в спине. Также прошу молитвенной поддержки об дальнейшем моём трудоустройстве. Всем вам Божьих благословений!

  • 17 августа
Прошу молитвенной помощи от нападок бесов За Лидию и Марию

23-06-2023, 01:48

Иван Васильевич Киреевский и старец Макарий Оптинский, путь от западничества к славянофильству


Иван Васильевич Киреевский и старец Макарий Оптинский, путь от западничества к славянофильству

Иван Васильевич Киреевский

(3.04.1806–23.06.1856)

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КИРЕЕВСКИЙ И СТАРЕЦ МАКАРИЙ ОПТИНСКИЙ
В. Ю. Кутикин

Вначале XIX в на закате эпохи Просвещения в Европе наблюдается возвращение к духовным основам и национальным корням. В России стремление к национальным корням было связано с движением славянофилов. И хотя В.О. Ключевский скептически заметил, что «славянофильство – история двух-трех гостиных в Москве и 2-3 дел в московской полиции», движение это имело много последователей из числа наиболее образованных представителей дворянства. Одним из основателей «московского направления», как называли себя славянофилы, был Иван Васильевич Киреевский, в молодые годы, по словам А.И. Кошелева, перебывавший локкистом, спинозистом, кантистом, шелленгистом, даже гегельянцем, и впоследствии пришедший к славянофильству во многом благодаря Оптиной пустыни. Общение с оптинским старцем Макарием (Ивановым) способствовало тому, что И.В. Киреевский, став славянофилом, «сделался не только православным, но даже приверженцем "Добротолюбия”»

Тема взаимоотношений И.В. Киреевского со старцем Макарием, закрытая в советское время, ныне освещается во многих научных исследованиях, в том числе в работах доктора филологических наук В. А. Котельникова, монаха Лазаря (Афанасьева), а также в монографии проф. А.Д. Каплина, который отмечает, что период «обращения» И.В. Киреевского, приходящийся на 30-е — 40-е гг, содержит мало подробностей. Изданные за последнее десятилетие полное собрания сочинений братьев Киреевских в 4 томах с материалами к их биографиям, где опубликованы воспоминания и работы дореволюционных исследователей об И.В. Киреевском, а также переписка его со старцем Макарием и письма старца к супругам Киреевским, позволяют заново рассмотреть некоторые аспекты этой темы.

Общественная деятельность И.В. Киреевского начинается в 1831 г с издания журнала «Европеец». Само название говорит об убеждениях и симпатиях его редактора, который недавно вернулся из-за границы, где лично общался со столпами немецкой философии Гегелем и Шеллингом. Его статья «Девятнадцатый век» в первом номере журнала была написана под влиянием «Философических писем» П.Я. Чаадаева, который сетовал, что предки наши были чужды европейской культуре, где все «было одушевлено животворным началом единства», а «обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии» И.В. Киреевский также отмечал, что России недоставало наследия «древнего классического мира», на котором была построена европейская цивилизация, и «влияние нашей Церкви во времена необразованные не было ни так решительно, ни так всемогуще, как влияние Церкви Римской», поэтому «у нас искать национального значит искать необразованного, <…> не имея достаточных элементов для внутреннего развития образованности, откуда возьмем мы ее, если не из Европы».

Поскольку направление журнала не соответствовало идеологии официальной народности, реакция последовала сразу. В феврале 1832 г граф А.Х. Бенкендорф писал министру народного просвещения, что, по мнению императора, статья «Девятнадцатый век» содержит «рассуждение о высшей политике», хотя автор уверяет читателя, что говорит о литературе. Вывод царя — «издатель г. Киреевский обнаружил себя человеком неблагомыслящим и неблагонадежным». Как пишет П.И. Бартенев, «несмотря на все хлопоты Жуковского, "Европеец” был запрещен <…> молодой, высокодаровитый издатель ушел в самого себя и в печать явился уже много лет спустя, с совершенно новым умонастроением».

Откуда взялось и каким было это «новое умонастроение»?

В период творческого молчания с 1832 по 1839 гг в жизни И.В. Киреевского происходят глубокие изменения как личного, так и духовного порядка, связанные с событиями, происходившими в начале XIX века в Русской Церкви. Вместе с пробуждением русской общественной мысли наблюдается возрождение старчества в русском монашестве. Старчество основано на учении древних святых отцов-аскетов об «умной молитве», в которой старцы черпали духовные силы для своего служения. Старчество отличается от духовничества, связанного в Церкви с таинством исповеди: духовник — свидетель покаяния, старец — мудрый советник и наставник.

На Руси старчество являлось там, где данная святоотеческая традиция имела воплощение: в обителях преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского и его учеников, Нила Сорского и Заволжских старцев. Церковные реформы XVIII века ослабили русское монашество, а вместе с ним и старчество. Возрождение его связано с преподобным Паисием (Величковским), выходцем из России, жившим в 40-е — 90-е гг XVIII в на Афоне и в молдовлахийских монастырях. Желая стать верным наставником в «умной молитве» своим ученикам, он занимался разысканием и переводом творений древних святых отцов-аскетов на славянский язык. Перевод греческой «Филокалии» (Добротолюбия), сделанный преподобным Паисием, стараниями митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) был издан в Синодальной типографии в 1793 г, за год до смерти старца. В начале XIX века некоторые его ученики вернулись в Россию, привезя с собой рукописи его переводов. Поселившись в русских монастырях и скитах, они способствовали возрождению старчества паисиевой школы.

В Москве очагом духовного возрождения являлся Новоспасский монастырь, где жили старцы Филарет и Александр, которые в свое время вели переписку со старцем Паисием. Ближайшей к Москве обителью, где процветало старчество, была Козельская Оптина пустынь Калужской губернии и находящийся при ней Иоанно-Предтеченский скит. В 1829 г там поселился иеромонах Леонид, в схиме Лев (Наголкин), первый из оптинских старцев, а спустя пять лет в 1834 г — его преемник в старческом служении иеромонах Макарий (Иванов), ученик одного из сподвижников преподобного Паисия — старца Афанасия (Захарова), а затем и старца Льва. Старец Макарий был из дворян, «обладал мягким и кротким характером, эстетическими наклонностями, в молодости даже играл на скрипке, знал и любил церковное пение, любил цветы, был очень начитан в церковной литературе, имел склонность к ученым кабинетным занятиям». Деятельность оптинских старцев носила не только наставнический, но и просветительский характер. В оптинском скиту переписывались рукописи святоотеческих творений и передавались нуждающимся в аскетической литературе.

Со старчеством как явлением общественной жизни И.В. Киреевский познакомился благодаря Н.П. Арбеневой, с которой венчался в 1834 г. Наталья Петровна была воспитана в православной традиции, с детства бывала в Саровской пустыни у старца Серафима. Живя в Москве, она стала духовной дочерью иеромонаха Филарета (Пуляшкина) из Новоспасского монастыря. Сохранились воспоминания, записанные с ее слов А.И. Кошелевым, под названием «История обращения Ивана Васильевича», где говорится о том, как, пытаясь просветить жену по части европейской философии, Киреевский сам проникся учением святых отцов, рукописи которых, переписанные Натальей Петровной или подаренные ей старцем Филаретом, хранились у них в доме. «Он не любил в этом сознаваться, — пишет А. И. Кошелев, — но тайком брал у жены книги и читал их с увлечением». Версию эту оспаривает проф. М.А. Маслин, опирающийся на воспоминания П.И. Бартенева, который приводит явно предвзятое мнение о Н.П. Киреевской Д.Н. Свербеева.

Наталья Петровна не претендовала на роль духовной наставницы мужа, таковым был в Новоспасском монастыре иеромонах Филарет, которого супруги Киреевские посещали до самой его кончины в 1842 г. Как признавался сам И.В. Киреевский, в 1836 г он в первый раз прочитал книгу Исаака Сирина, серьезное аскетическое сочинение, предназначенное монахам-отшельникам. Позднее он писал своему другу А.И. Кошелеву: «…прежде чем я усвоил себе основное и общее, я хватался за высшее, приличное только совершенным и опытным мужам». Но штудируя творения святых отцов, Иван Васильевич в начале 1840-х гг все еще проявлял живой интерес к новинкам западной мысли; в письме к сводному брату В.А. Елагину он делает приписку: «Пожалуйста, не скупись известиями о Шеллинге».

В 1836 г И.В. Киреевский с семьей переселяется в свое родовое имение Долбино Лихвинского уезда Калужской губернии, только на зиму возвращаясь в Москву. Долбино находилось в сорока верстах от Оптиной пустыни. Именно туда, к иеромонаху Макарию (Иванову), своему единомышленнику в монашеской жизни, и посоветовал молодым супругам обращаться за духовными советами старец Филарет. Сближение И.В. Киреевского со старцем Макарием было теперь делом времени, так как и тот, и другой чаяли, прежде всего, нравственного просвещения России.

О внутренних духовных переменах в И.В. Киреевском можно судить по его работам 1839 г. Одна из них — «Записка о направлении и метóдах первоначального образования народа в России», где он, в частности, предлагал в уездных училищах «догматическое обучение религии, делающее из веры одну из наук», заменить объяснением богослужения, чтобы учащийся «каждую истину веры узнавал бы не памятью, но молитвою, просвещая вместе и разум, и сердце». Другая работа — «Ответ А.С. Хомякову», написавшему статью «О старом и новом» и призывавшему к воскресению в русском народе общественных форм Древней Руси. И.В. Киреевский отвечает, что особенность русского быта исходила из чистого христианства, то есть Православия, «форма этого быта упала вместе с ослаблением духа <…> Возвращать ее насильственно было бы смешно, когда бы не было вредно. Но истреблять оставшиеся формы может только тот, кто не верит, что когда-нибудь Россия возвратится к тому живительному духу, которым дышит ее Церковь».

Из этой полемики, как отмечают исследователи, возникает славянофильство как движение. И хотя между основателями его имелись разногласия, именно приверженность православной традиции, что было редкостью в тогдашнем «свете», объединяла первых славянофилов.

В жизнеописании старца Макария, составленном архимандритом Агапитом (Беловидовым), сообщается, что Наталья Петровна стала духовной дочерью старца Макария в 1838 г. Однако этому утверждению, противоречит тот факт, что в это время был еще жив ее духовник старец Филарет. В письме отца Макария к Н.П. Киреевской от 6 июня 1841 г духовные темы не затрагиваются. Второе письмо старца от 5 ноября 1843 г уже содержит краткое душеполезное наставление и совет о воспитании детей. Несомненно, что Наталья Петровна с конца 1830-х гг бывала в Оптиной пустыни, но о личных встречах И.В. Киреевского с оптинскими насельниками упоминается лишь в «Истории обращения…». В ней сказано, что «после кончины отца Филарета Иван Васильевич, живя поблизости Оптиной пустыни, в частых беседах с отцами Леонидом, Макарием и другими старцами все более и более укреплялся в благочестии». Но старец Леонид умер ранее отца Филарета, в 1841 г. Можно предположить, что знакомство И.В. Киреевского с оптинским старцем Макарием состоялось немного раньше, чем обычно считается, во всяком случае совершенно исключить этот факт нельзя. Чтение духовной аскетической литературы, которое, как мы видим из письма А.С. Хомякову от 15 июля 1840 г, продолжалось и в сельской обстановке, должно было вызывать у Ивана Васильевича многие вопросы, с которыми он мог обращаться к старцу Макарию, бывшему с 1836 г духовником обители.

В 1844 г у И.В. Киреевского появляется возможность редактировать журнал «Москвитянин», принадлежавший М.П. Погодину. Посылая В.А. Жуковскому первый номер журнала, он сообщает о причинах, побудивших его вновь «испытать журнальную деятельность»: «…пришло то время, — пишет он, — когда выражение моих задушевных убеждений будет и небесполезно, и возможно <…> пришел час, когда наше православное начало духовной и умственной жизни может найти сочувствие в нашей так называемой образованной публике, жившей до сих пор на веру в Западные системы». Став редактором «Москвитянина», И.В. Киреевский старается создать в нем православную рубрику. Он предлагает М.П. Погодину напечатать в журнале проповедь на Великую Пятницу митрополита Филарета (Дроздова), сторонника возрождения аскетики в монашестве. Желая дать изданию направление своих духовных исканий, Иван Васильевич отвергает сочинение известного церковного оратора архиепископа Иннокентия (Борисова) как «холодные пустяки». Через Наталью Петровну он обращается к старцу Макарию с предложением помещать в журнале статьи духовного содержания. Опубликование в 12-й книге «Москвитянина» за апрель 1845 г «Жития схиархимандрита Паисия Величковского» было их первым совместным проектом, который нашел продолжение в оптинских изданиях творений святых отцов с участием И.В. Киреевского.

Первое свидетельство о посещении И.В. Киреевским Оптиной пустыни содержится в Летописи скита и относится к августу 1845 г. В нем говорится, что от И.В. Киреевского были получены 100 экземпляров «Жития старца Паисия» и что «в последних числах июля г-н Киреевский со всем семейством проездом из Москвы посетил обитель и скит». После этого Иван Васильевич непосредственно начинает общаться со старцем Макарием и становится его духовным сыном. Как пишет в воспоминаниях Н.П. Киреевская, «В марте 1846 г отец Макарий был у нас в Долбине, и Иван Васильевич в первый раз исповедовался у него».

С сентября 1846 г начинается регулярная переписка И.В. Киреевского со старцем Макарием. В настоящий момент опубликовано 100 писем обоих адресатов, значительная часть переписки посвящена вопросам перевода и редактирования святоотеческих изданий. Из писем видно, как Иван Васильевич, человек высокообразованный, полагаясь на мудрость старца, проявляет смирение там, где другой бы не преминул показать свои знания. Из личного опыта он советует А.И. Кошелеву: «…для тебя существеннее всяких книг и всякого мышления — найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руководителем, которому ты мог бы сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение Святых Отцов».

В марте 1852 г И.В. Киреевский просит старца быть рецензентом его работы «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России»: «Благодарю Вас также, милостивый батюшка, от всего сердца за участие, которое Вы изволите принимать в пишущейся мною статье для "Московского сборника”. Я желал сообщить Вам ее прежде печати.… Благословите ее быть на пользу. Если что сказано мною противно истине или неверно, или излишне, прошу Вас вычеркнуть или изменить». Из-за болезни И.В. Киреевского работа оказалась не закончена и в таком виде была напечатана в «Московском сборнике», который, так же как и «Европеец», был запрещен, но уже по причине излишней «народности». В докладной записке на высочайшее имя министр народного просвещения князь П.А. Ширинский-Шихматов сообщал: «Осмеливаюсь думать, что хотя народность и составляет одну из главных основ нашего государственного быта, но развитие понятия о ней не должно быть односторонне и безусловное; иначе безотчетное стремление к народности может перейти в крайность и вместо пользы принести существенный вред». В своей статье И.В. Киреевский писал: «Одного только желаю я, чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви, вполне проникнули убеждения всех ступеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей православной России…».

В исследовании проф. А.Д. Каплина о славянофилах отмечается, что к 1840-м еще не завершился период полного «обращения» И.В. Киреевского, и изменение его взглядов очевидно и в 1845-м, и в 1852 г. Проанализировав некоторые моменты творческой биографии философа и его духовного общения с оптинским старцем Макарием, можно сделать вывод, что «обращение», по всей вероятности, происходило с середины 30-х до сер. 40-х, когда Иван Васильевич как человек светский знакомится с таким явлением, как старчество, и как ученый-философ изучает православную святоотеческую традицию. А с 1846 г, вверившись духовному руководству старца Макария, он как его духовный сын старается жить согласно этой традиции. Видимо, неслучайно именно в этот период наблюдается подъем творческой активности И.В. Киреевского, его философский взгляд приобретает глубину и ясность, и он находит в себе силы приступить к разработке новой философской концепции, пригодной для просвещения России.

Иван Васильевич Киреевский и старец Макарий Оптинский, путь от западничества к славянофильству


Оптина пустынь
В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над

Оптина пустынь
Был в Оптиной один брат, который часто докучал старцу отцу Леониду, чтобы дозволил ему носить

Оптина пустынь
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в

Оптина пустынь
Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и

Оптина пустынь
«Вера — это талант, данный Богом».  «Смирение — неугасимая, угодная Богу свеча!»

Оптина пустынь
Был во дни старца отца Леонида один брат, который часто изъявлял ему сильное желание мученичества.

Оптина пустынь
«Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем- либо не полезном для душ ваших». «Соблюдай

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись