на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

Страницы жизни иеромонаха Даниила (Болотова)



2) Я откладывал день за день приготовления к монастырю, а время уходило, привычки дурные укреплялись, новых хороших не приобретал, а время не стояло, а все шло вперед, и в этом хаосе понятий ничего не спорилось. Не понимая ясно своего положения и места в отношении к Богу и миру, я действовал как-то сонно, без энергии, робел на каждом шагу, и не было никакого единства в моих действиях, ни ясного отчета пред совестью, никакой решительности, но все сборы да сборы, а дело выходит такое, что и сам не понимаешь, отчего оно такое, что никакой критики не выдерживает. Не понял, наконец, что на пути необходим человек, знающий жизнь, и опытный руководитель, и что таким человеком должно дорожить и жертвовать ему всем второстепенным, если то потребуется. Господь по своему Безконечному Милосердию даровал мне такого человека, – и что я ему дал и как я с ним поступал, и подумал ли я, какое он должен занимать место в моем сердце и в моей будущей жизни на пути к моей цели? Конечно, слава Богу за все случившееся, за обличение, предостережение от пагубного шага, безрассудного пускания корней в мир сей.  Слава Господу, что я, наконец, проснулся от этого безтолкового сна. Не понимая, где нахожусь я сам, я не понимал и то, что было вокруг меня, …не молился и не болел сердцем о согрешающих людях, болеющих и духом, и телом, и душою, не понимал их скорби и уныния при потерях дорогого для их сердца; одним словом, ни Богу, ни людям от этой путаницы и дисгармонии я не воздавал должного. По этой же причине я упустил из виду дух дела и попал в мертвую форму, часто смешную и соблазнительную для людей: так, например, понуря голову ходить шибко по улице, стоять в церкви или класть лишние поклоны, копанья дома не вовремя, отчего опаздывание в церковь и недостаток времени для работы, позднее вставание утром, позднее сидение вечером (хотя часто и очень нужное и полезное для жизни), нерадение о молитве и соблазн на перекрестках и отсутствие ощущения необходимости молитвы и безвыходности своего положения без молитвы и Духа молитвенного, ибо только молитвой можно все приобрести и от всего избавиться.


3) А сущность пути так проста и ясна! Беги, прячься в смирение, молитвою бей врагов, гони уныние и отчаяние, усердием приобретай дерзновение и побеждай препятствия. Добросовестностью цели получишь решимость в действиях и самостоятельность между людьми, и мужество и силу при нападении врагов.


Осторожностью, рассудительностью и обдуманностью действий своих, поверкой с законами Господа, советами Церкви и Святого Писания и творения Святых Отцев – устранишь всякое сомнение и нерешительность и всякое безтолковое дело. Мыслью о смерти умертвишь и отгонишь соблазн и все, растлевающее душу и тело человека! Мыслью о Боге и Его всевидящем Оке при чувстве благодарности за все безконечные Милости, Блага и Любовь согреешь свое сердце, родишь любовь и преданность всемогущей, милостивой и премудрой деснице Всевышнего и радостно, с самоотвержением пойдешь к Царству Вечному со всевозможными усилиями, да не постыдиться в Царстве Святых! Ибо только здесь на земле, во время свободы нашей воли мы можем доказать благодарность нашу Господу Богу». (ОР РГБ Ф № 213 (ОПТИНА ПУСТЫНЬ), картон № 62).


Внешняя жизнь шла своим чередом. Дмитрий Михайлович писал портреты своих современников, участвовал в выставках, давал уроки живописи ученикам, вращался в светских кругах Петербурга,– а в его возвышенной, чистой душе, озаренной благодатным Божественным огнем, рождались проникновенные мысли о смысле земного существования человека; о том, что жизнь надо проводить в покаянии, чтобы быть готовым в любой момент предстать пред судом Всевышнего. «Что посеешь, то и пожнешь!» – его любимое изречение, над которым он много размышлял и по-разному толковал. «Берегись, человек, уклоняться в сторону с пути Евангелия и пить из мутного источника, ибо это удаляет благодать, и человек может потерять из виду свою цель!» Эти слова, сказанные им около 140 лет тому назад, актуальны для нас и сегодня, когда мы пожинаем страшные плоды массового уклонения «с пути Евангелия»!


В библиографическом словаре «Художники народов СССР» (М. , 1972) есть небольшая заметка о Д. М. Болотове и его творчестве. В ней говорится лишь о первой половине его жизни и нет сведений о его дальнейшем творческом пути, времени и месте его кончины. Небольшую заметку «К биографии художника Болотова» удалось найти в № 13 альманаха «Прометей» (М., 1983). Там указана дата его смерти – 25 ноября 1907 г. и место упокоения – скитское кладбище Оптиной Пустыни. В 2001 году Тульский музей изобразительных искусств выпустил каталог «Восхождение», в котором собрано творческое наследие рода Болотовых, среди которого есть и собрание работ Д. М. Болотова, хранящееся в Туле.


Самые точные сведения о нем содержит вышеупомянутая «Летопись Скита», где есть три записи, касающиеся его жизни в Оптиной. В «Ведомости о братстве Скита» записано, что 2 апреля 1887 г. Дмитрий Михайлович Болотов был причислен к скитскому братству. Ему в то время было 50 лет. Талант, данный ему Богом, подкрепленный учебой в Академии, в обители он употребил на создание икон. Он основал иконописные мастерские в Оптиной Пустыни и в Казанском женском Шамординском монастыре, расписал братскую трапезную в Оптиной, которая и до реставрации вызывала восторг и удивление перед благодатным даром иконописца, создавшего эту немеркнущую красоту. Им был создан портрет преподобного Старца Амвросия.


Другая запись датирована 22 января 1900 г.: «Вчера возвратился из Калуги о. Игумен Ксенофонт с о. Даниилом, вновь посвященным иеромонахом Скита. О. Даниил (в миру Дмитрий Михайлович Болотов) окончил курс в Санкт-Петербургской Академии Художеств и по благословению Старца о. Амвросия поступил в Скит в 1886 г. Затем пострижен в рясофор и 19 января, по пострижении его 4 декабря 1899 г. о. Игуменом Ксенофонтом в мантию, посвящен Преосвященным Макарием, Епископом Калужским и Боровским, в сан иеродиакона и иеромонаха. О. Даниил сказывал, что, живя в миру, он посетил известного пустынника о. Амфилохия, и тот предсказал ему, что он будет монахом».

В 1905 г. отец Даниил познакомился с писателем Сергеем Александровичем Нилусом, который жил в то время в Оптиной Пустыни. Между ними возникла взаимная симпатия. В С. Нилусе о. Даниил нашел внимательного слушателя и поведал ему историю своей жизни. Она дошла до нас благодаря книге С. А. Нилуса «Великое в малом» (Сергиев Посад, 1911).
На вопрос С. А. Нилуса, как о. Даниил стал монахом, он рассказал: «Мое благодатное детство, юность моя в беседе с Отцами и детьми Церкви — брат-монах, сестры-монахини — все это, да и многое другое, вело, вело меня да и привело к старцу Амвросию в Оптину. Он был духовным отцом и старцем сестры моей, игумении Софии, он определил ей ее подвиг, он же и меня привел к тихой пристани».
Сестра иеромонаха Даниила, схимонахиня София, была преданной духовной дочерью и деятельной помощницей старца Амвросия в организации жен­ской общины в Шамордино и была ее первой настоятельницей. Она отличалась кипучей энергией, незаурядным умом и прекрасным даром слова. «…В лице сей особы старцем приготовлена была и первая достойная настоятельница, которую он всегда называл своей правою рукой» (Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Октябрь. М., 1909. С. 246). Монахиня София недолго управляла монашеской общиной. Отдав все свои силы ее устройству, она скончалась 24 января 1888 г. и была погребена у алтаря Казанского собора.
Другая сестра художника, Елена Михайловна Болотова, была замужем за тульским дворянином Михаилом Андреевичем Долинино-Иванским. Их имение Карамышево было в Крапивенском уезде Тульской губернии. В 15 км от них, в Ясной Поляне, жили Толстые. Долинино-Иванские находились в приятельских отношениях с семьей Л. Н. Толстого, а потом и породнились, когда их сын Иван Михайлович женился на внучке сестры писателя Марии Николаевны Толстой —Александре Леонидовне Оболенской.
25 ноября 1907 г. оптинский летописец записал: «Сегодня в час дня скончался скитский иеромонах о. Даниил, брат первой настоятельницы Казанской женской общины, устроенной Оптинским Старцем о. Амвросием в Шамордине, схимонахини Софии, ревностной помощницы Старца по устроению означенной общины. О. Даниил сподобился сегодня утром причащения Божественных Таин и окончил жизнь по прочтении над ним отходной. Пред вечерней тело усопшего было перенесено из келлии в скитский храм, а после вечерни была совершена по нем панихида о. Оптинским настоятелем архим. Ксенофонтом соборне со скитоначальником о. Игуменом Варсонофием и иеромонахом о. Нектарием». Далее сказано, что тело о. Даниила, по желанию родственников, было погребено в монастыре «против алтаря Введенского собора».
В своем дневнике будущий иеромонах Даниил писал: «Берегись, воздавая Кесарево Кесарю, думать, что тем воздаешь и Богово Богу, или, служа миру, думать, что служишь Богу». Так же, как святитель Филипп, митрополит Москов­ский, который, услышав в юности: «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6,24), прямо из храма ушел в монастырь, так и художник Дмитрий Болотов выбрал для себя только Богово, целиком посвятив себя Церкви и приуготовлению к жизни вечной.

 

 


Предыдущая страница | Страница 2 из 2

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись