на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 21 февраля
Просим молитв об упокоении новопреставленного архимандрита Кирилла.

  • 11 февраля
Братия и сестры! Помолитесь о здравии Анастасии! 

  • 11 февраля
Помолитесь об упокоении р.Б. Екатерины и Николая.

  • 9 февраля
Просьба помолиться об упокоении раба Божьего Валерия и рабы Божией Лидии!

  • 8 февраля
Господи, милостив буди нам грешным. Владимир не желает работать. Уклоняется от ответственности!

  • 7 февраля
Помолитесь о проблемах в семье р.Б. Елены. Муж стал изменять с подругой. Помоги Господи!  

  • 6 февраля
Прошу молитв о р.Б Марии! Взяла документы новые и отошла от веры совсем!

  • 5 февраля
об упокоении Александры

19-02-2011, 10:50

ЛЕТОПИСЬ 1845-1852 г.г.


Летопись Иоанно-Предтеченского скита

при Оптиной Пустыни.

Составитель – преподобный старец схиархимандрит Варсонофий (Плеханков).

 

1845 г. Июль

В начале сего июля оправлена деревянная ветхая келья, находящаяся возле озера, от церкви на северной стороне. Сделан под нее вновь каменный фундамент, обита тесом и покрыта черепицею с пристроенным для поклажи дров навесом. Эта келья соблюдается доныне попечением настоятеля о. Игумена Моисея; она служит памятником начального основания уединенного на сем месте жительства приснопамятного и многими уважаемого схимонаха Иоанникия, который в сей келье живши при малой пасеке добродетельно и кротко, скончался в 1815 году и погребен в Оптиной в северной колоннаде соборного храма Введенского (ныне сие место вошло внутрь придела Преподобного Пафнутия).

В начале основания Скита в 1821 году келия сия по ветхости была в забвении, а бывший тогда настоятелем игумен Даниил назначил было употребить ее на дрова для выжеги извести, но о. Моисей (в то время бывши простым монахом и основателем Скита), желая соблюсти ее для памяти, просил о том благодетеля (козельского гражданина Дмитрия Васильевича Брюзгина), усердного к памяти схимонаха Иоанникия, а Брюзгин пожертвовал игумену вместо этой кельи нужное количество дров, чем и убедил оставить ее. Она прежде стояла возле скитских Святых Ворот, а в 1833 году перенесена на теперешнее место и с того года живет в ней больной о. Диомид.

В сентябре оштукатурили внутри стены и печь новая.

 

Октября 11-го

Отправлено поминовение о упокоении достопочитаемого старца иеросхимонаха Льва (Леонида), как в Скиту, так и в Обители /.../

Хотя 4 года уже минуло по переселении старца в вечность, но святая жизнь его и отеческая о Господе любовь незабвенны пребудут в памяти почитающих его...

В скитскую церковь подан образ живописный на доске, небольшой, - Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца; на нем - риза серебряная, позолоченная от мценской купецкой дочки Александры Барыковой по преставльшемся брате ее - Митрофане отроке.

 

1846 год. Марта 23-го

В Субботу Пятую - Праздник Акафиста Пресвятыя Богоматери, получена чрез почту из Новгорода от Графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской пелена к иконе Пресвятыя Богородицы Тихвинския, что в скитской церкви на горнем месте. Пелена шитая золотом и серебром, четырехугольником; средина - по малиновому бархату и крест шитый золотом, а по краям - кайма по белому атласу, и в круге обшита газом золотым средним; подложена шелковою материею. Получение сей пелены в день Праздника Богоматери к иконе Ея служит знамением особенного покровительства Царицы Небесной о Ските сем.

 

Апреля 17-го

Братия вымыли скитскую церковь, стены и полы, все просветлело довольно чисто и приятно. День был ясный, теплый, весенний.

 

Июль

В сем месяце получен присланный в Скит из Воронежского Митрофаньевского монастыря от рясофорного монаха Петра Насонова образ Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца на деревянной доске живописного искусства, мерою длины - 13 вершков, а ширины - 9 3/4 вершка. Обделан здесь в раму и поставлен в молитвенном при церкви покойце близ часов стенных.

 

Декабря 14-го

Подан образ резной из кости в костеной с бордюрою, из кости же рамке; на темно-синем бархате наложено изображение Усекновения Главы Святого Крестителя Иоанна, архангельской работы, длины 6 вершков, а ширины 4 вершка, 35 рублей серебром, - по усердию архангельского купца Алексея Петровича Никитина. В особой рамке поставлен возле правого клироса.

 

1847 год. Май

Нынешнею весною, а в особенности в мае месяце, холодная и сырая погода сильно действовала на здоровье людей повсеместно. В обители Оптиной и в Скиту около половины братии и рабочих переболели лихорадкою и горячкою, впрочем, смертности не было, - и лихорадка у многих братий впоследствии возобновилась даже сильнее прежнего.

 

1848 год. Июня 24-го

Праздник Рождества Святого Иоанна и Предтечи Господня. Четверток. Пополудни в четвертом часу с юго-запада зашла черная туча, которой вначале предшествовала молния с громовыми перекатами, потом разразилась жестокая буря с противным дождем и градом. Монастырский лес, в особенности вековые сосновые деревья, ломало и вырывало с кореньями, коих истреблено примерно до 2000 дерев, и сделано значительное опустошение. Из них упавшие возле Скита древние сосны: одна с западной стороны разбила башню каменную (что угловая скитского конного двора), а другая с южной стороны разбила в южной стене скитской ограды два каменных столба и повредила черепичные крыши с заборами. Кроме сего в Скиту и около Скита повреждений мало, но в обители сорвало кресты с Казанской и Владимирской церквей, раскрыло железные крыши на церквах и других зданиях монастырских. На колокольне поколебало и погнуло главу со шпилем, повредило колокольные часы, поломало садовые деревья. От бури сей пострадали во многих местах козельской округи и даже в самом городе Козельске.

С первых чисел сего июля холера появилась в 4-х верстах от обители в селе Прысках, в имении помещика Кашкина. Первый был жертвою холеры возвратившийся с господином Кашкиным служитель его. С того числа ежедневно холера усиливалась в Прысках: по пяти и более умирали в сутки. В половине июля началось в городе Козельске, в коем первою жертвою был сапожник, который, бывший в Прысках в гостях, возвратясь в Козельск, заболел и умер.

1849 год. Август

Крест серебряный небольшой, позлащенный, чеканной работы с частями мощей Святых угодников Божиих; утвержден в рамке, украшенной бордюрами за стеклом. Крест мерою длины - три с четвертью вершка, в поперечнике - два с половиною вершка. Ниже креста в той же рамке утвержден малый ковчежец в виде звезды, с частью мощей Святой Марии Магдалины.

Крест этот, вместе со многими старинными образами, найден в Москве, в доме С.П. Кокловой, который в 1835 году перешел во владение господина капитана Генерального Штаба М.А. Половцова. Сей последний передал этот крест брату своему И.А. Половцову, тот же, в свою очередь, пожертвовал его в церковь, находящуюся в Скиту Иоанна Предтечи, что при Введенской Оптиной пустыни.

В 1819 году, в Далмации, местечке Брашцо, жители поднесли помещенную здесь частицу мощей Святой Марии Магдалины русскому адмиралу Гетцену. Гетцен, по возвращении в Россию, хранил у себя эту святыню во все время жизни; но по смерти его она перешла в семейство Половцовых, и один из них, И.А. Половцов, поступивши в число братий Оптиной пустыни, пожертвовал помянутую частицу Святых мощей в церковь Скита Святого Иоанна Предтечи.

Крест напрестольный, серебряный, позлащенный, четвероконечный, на верхней доске - Распятие Христово и четыре круглых образа финифтяные; вокруг осыпаны мелкими белыми камушками. Весу в кресте серебра с финифтяными штуками - один фунт сорок семь золотников, 84-й пробы. Оный крест сооружен в скитскую церковь усердием рясофорного монаха Димитрия Тихонова, в мантии - Дорофея.

Примечание:

Нынешнее лето - благодарение Премилосердному Господу Богу! Жатва изобильная во всех местах, огородных овощей и плодов садовых также изобильно родилось и поспело, только во многих местах повыбило градом. Сильные бури повредили в городах и селах строения, а в некоторых местах даже и разрушило бурями.

 

Сентября 4-го

Воскресенье, пополудни в 4 часа скончался в Скиту преподобнейший старец иеросхимонах Иоанн, на 86 году от рождения своего, а в Скиту сем пожил 15 лет и 14 дней.

За семь часов пред кончиною удостоился приобщиться Святейших Тела и Крови Христа Искупителя нашего, в совершенной памяти до последней минуты беседуя с бывшими при нем братиями; на минуту умолк и, простершись на одре своем, тихо почил о Господе с упованием на Милосердие Божие.

6-го числа в скитской церкви Божественную литургию служил о. Игумен Моисей соборно и погребение. Тело погребали в Скиту на общем братском кладбище. Последние дни жизни сего кроткого старца достойны особого внимания.

С 1848 года он слабее становился в телесных силах. В первых числах августа сего года братия заметили, что о. Иоанн часто стал ходить к скитскому кладбищу, останавливается там и сидит у братских могил. Скитоначальник, иеромонах Макарий, однажды подошедши к о. Иоанну, спросил: “Что Вы, батюшка, так часто стали ходить к могилам?” Старец тихо отвечал: “Да вот, эдакая права, прошу отцов, чтобы они приняли меня в свое сообщество”.

На праздник Преображения он был в скитской церкви в литургии и приобщился Святых Христовых Таин, с того числа заболел безысходно уже из келии своей. По празднеству Успения Пресвятыя Богородицы 28-го числа особоровался Елеосвящением и в продолжение всей болезни приобщался Святых Таин в каждую неделю, иногда и два раза; за 4 дня не мог принимать пищи никакой, но вставал и по келии пройти мог без помощи. Келейное правило до смерти не оставлял, которое вычитывал ему бывший для служения послушник Павел Никаноров...

В день кончины, по причащении в 9 часов утра Святых Таин, почувствовал облегчение в болезни своей (страдал стеснением в груди и боках), с особым чувством благодушия беседовал с посещавшими его братиями. Также пополудни упомянутый послушник Павел читал статью о Восточных Патриархах, о. Иоанн слушал и со своей стороны сказывал тут же бывшему при нем иеромонаху Никону о кончине некоторых архиереев, знаемых ему, ревностных в Православии, и о прочих достойных памяти мужах, также и о состоянии в вечности добродетельных душ. При душеполезной сей беседе пожелалось ему съесть яблоко. О. Никон изъявил готовность спечь яблоко, но в ту же минуту о. Иоанн умолк и, восклонившись на одре своем, тихо испустил дух в 4 часа.

Колокол в обители возвестил всем братиям о кончине уважаемого старца.

Он был росту среднего, телосложения мужественного, брада до пояса широкая, на голове волосы густые и длинные, приятной белизны сединами украшенные. По чувствам уважения к старцу иеросхимонаху Иоанну, братия желали сделать хотя бы краткую записку из добродетельной жизни его, для воспитания и подражания непритворной его простоты, смиренномудрия, кротости с блаженным незлобием и нестяжательной жизни его, но Премилосердный Господь, смотря на произволение жаждущих душевной пользы, благопоспешил и устроил так, что о смиренном о. Иоанне некролог за молитвами его составлен был до исполнения еще 40 дней по кончине его и напечатан в “Московских Ведомостях” 8-го ноября 1849 года, №134, с. 1404, раздел “Смесь”.

Это сделалось вот как. В 14-й день по кончине старца о. Иоанна Высоко-преосвященный Филарет Митрополит Московский, всегда благосклонный с особенною милостью к Оптиной пустыни, изволил спросить у благочестивой госпожи Наталии Петровны Киреевской (благотворительница и христиански расположенная к Оптиной обители с давних лет, она находилась в Москве и имела известие о кончине о. Иоанна, а у Митрополита была 18 сентября пополудни. - Прим. летописца): “Какие известия из Оптиной пустыни?” Она передала словесно о кончине и погребении старца иеросхимонаха Иоанна. Владыка с участием сказал: “Ах! неужели его не стало?” Перекрестился, сказал с чувством: “Упокой, Господи, душу его”. Потом милостиво продолжал беседу о полезных трудах покойного о. Иоанна в составлении им книг к изобличению раскольников; вспомнил и о прочих старцах Оптиной пустыни. Между прочим, Наталья Петровна спросила, не написать ли некролог об о. Иоанне, и доложила, что о. Петр Григоров (рясофорный монах Петр Григоров, уволен из Оптиной в Москву для излечения болезни своей с июня сего года. - Прим. летописца) намерен это предложить профессору Шевыреву, а ей кажется, это не его дело. Владыка сказал: “Написать можно, и это хорошо, но не Шевыреву, а попроще”. Тогда она объяснила, что Григоров написал и читал, но ей кажется неполно, а завтрашний день (19 сентября) пошлет в Оптину к скитоначальнику иеромонаху Макарию, и верно, как о. Макарий, так и о. Игумен Моисей прибавят особенности старца и все полезное, от него бывшее, и пришлют. Владыка, выслушавши от Наталии Петровны, одобрил предложение и благословил напечатать некролог.

От рясофорного монаха Петра Григорова получен писанный им вчера некролог 21 числа сентября, но прочтенный о. Игуменом Моисеем с о. Макарием, найден неполным. Почему о. Макарий того же 21 числа вечером поручил иеродиакону Евфимию за послушание заняться немедленно составлением некролога о старце Иоанне, соображаясь с тем, чтобы некоторые места из оного оставить, а что /.../(неразборчиво) поместить.

В тот же вечер иеродиакон Евфимий, помолясь Богу, прочитал оный о. Петром присланный черновой некролог и описание жизни о. Иоанна, под заглавием “Исповедь”, напечатанное в книге его “Дух мудрования некоторых раскольнических толков” (М., 1841 г.). Потом положил три поклона о упокоении души его, лег спать и наскоро уснул. Заснувши, видит во сне: будто в хорошо убранной комнате, как бы наверху, о. Иоанна приуготовляют к пострижению в схиму, и он, как должно, распростирался крестообразно, а о. Макарий поправил на груди его крест. Тут был и о. Игумен Моисей, который, стоя в стороне к иконам, приготовлялся его постригать, а Евфимий приготовлялся петь стихиры по книге, держа оную разгнувши, но не “Объятия Отча”, а “Познаем, братие, Таинства силу”, твердо убежден быв, что надобно петь сию стихиру, а не ту, и только ожидал, пока о. Макарий даст тон к пению. В эту самую минуту ударили в колокол к заутрени; Евфимий проснулся со словами в уме “Познаем, братие, Таинства силу”, как бы выговаривая оные мысли. Утром сказал о том старцу о. Макарию, а он сделал замечание следующее: “Бог знает, что этот сон знаменует. Но кажется, добрый знак извествует: ибо стихиру сию: “Познаем, братие, Таинства силу, от греха бо к Отеческому дому востекшаго блуднаго сына, Преблагий Отец предусрете лобзает и паки Своея славы дарует познание, и тайное горним совершает веселие, заколая тельца упитанного; да мы достойно жительствуем, заклавшему Человеколюбному Отцу, и Славному Заколению - Спасу душ наших”, - поют после пострижения...” (далее следует текст некролога, напечатанный в вышеуказанном номере “Московских Ведомостей”. - Здесь и далее курсивом выделены прим. сост.).

 

Летопись 1853-1864 г.г.

Летопись 1865-1888 г.г.

 

Оптина пустынь
Ты боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а

Оптина пустынь
Святитель Николай Сербский. Почему Господь молчал на суде перед иу­деями и перед Пилатом? Потому

Оптина пустынь
"Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда."

Оптина пустынь
Тише, тише… Не судите, это грех… Вы порадуйтесь душою за успех… Вы поплачьте над чужою – над

Оптина пустынь
- Матушка Сепфора часто говорила, что нельзя ругать детей, кричать на них. Дитя – воск сырой. Из

Оптина пустынь
Его жизнь, почти сравнимая с веком по продолжительности, вместила в себя и испытания, выпавшие на

Оптина пустынь
1. Как стать добрее? – Разделить с ближним его беду. 2. Как стать скромнее? – Разделить с

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2015   Оптина пустынь - живая летопись