на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

Страницы жизни шамординской схимонахини Серафимы



Дождь как из ведра, Ирина в одно мгновение вымокла до нитки. Пристани нет, голый берег, одинокая старуха стоит на берегу. «Как добраться до Козлово, деревня Валдокурье?» спросила Ирина: так назывался околоток, где жил о. Никон. Слово за слово – выяснилось, у той старухи живет девять ссыльных священников. Ирина спешит к ним.


Батюшки сидели за столом в подвале. Про о. Никона сказали, что он очень плох, а до Козлово 8 километров. Объяснили дорогу, и она пошла, почти побежала. По-прежнему хлестал ливень, вода вдоль Пинеги разлилась по щиколотку.


–  Не ходи здесь, опасно, лошадь недавно утопла, – посоветовал притулившийся на бережку мужик с удочкой и показал хорошую дорогу.


Только к полуночи добрела наша странница до Козлово, отыскала дом хозяйки, Александры Ефимовны Прялковой. О. Никон услыхал ее голос из комнаты и позвал:


–  Мать Ирина, мать Ирина, войди!


Толкнула дверь и обмерла: две доски в углу, на них скомканный соломенный матрац, вместо подушки одежда свернута, а сверху Батюшка в скуфейке, без белья, но в валенках, это в июньские-то дни! Бледный, измученный, но с необыкновенно счастливым, каким-то сияющим лицом.


–   Это дочь моя духовная приехала, радостно сообщил он хозяйке.– А я тебя на неделю раньше ждал, ты меня обезпокоила, не едешь и не едешь... До утра просидела инокиня Ирина рядом со своим духовным отцом и молилась всю ночь напролет, избегая малейшей паузы. Батюшка, казалось, не дышал, и ей становилось страшно: не умер ли? Усилием воли отгоняла вражий помысел, складывала руки на груди и, как учил ее Старец Нектарий, повторяла: «От страха вражьего изми меня», только не трижды, а безконечное число раз...
–  Ты спала? – спросил утром о. Никон.
Ирина промолчала. Прочитав над Батюшкой утренние молитвы, начала действовать. Сначала она достала с чердака старую кровать, набила матрац из сена и переложила туда больного. Сняла валенки, а там вши кишат, ноги как в муравейнике. «Господи!» – не сдержала ужаса Ирина, а у о. Никона другие заботы:


–   Мне отец мой духовный, о. Паисий из скита Параклит, не разрешает самому причащаться, а сам приходит раз в неделю, по вторникам, мне этого мало...


Ирина испросила его благословения привести врача. Батюшка не возражал, но попросил попутно зайти в деревню к архимандриту Никите и игумену Зосиме, взять у них вина для причастия. Этих иноков из Зосимовой пустыни близ Загорска арестовали после всенощной надень Игнатия Богоносца и, даже не позволив взять теплую одежду, отправили с семьюстами монахами и о. Зосима заболел, и его несли на руках отцы из Николы Большого Креста церкви на Ильинке, где русское воинство, отправляясь в поход, всегда прикладывалось к большому распятию. Говорят, в одной деревне Сама Царица Небесная явилась некоей старушке с повелением принять гонимых, истопить им баньку и накормить, чем Бог послал...


Отыскала Ирина отцов, передала просьбу о. Никона. Назавтра пришел о. Зосима, принес Св. Дары, вино, а главное, разрешение от архимандрита Никиты Батюшке приобщаться самому. Большей радости о. Никону доставить было нельзя. С этого дня вплоть до 25 июня / 7 июля он Каждый день приобщался Св. Христовых Тайн.


Келейником у Батюшки был о. Петр (Драчев), в прошлом садовник оптинского скита, молодой Иеродьякон. С Ириной у них взаимопонимания не сложилось: она считала, что он плохо ухаживал за о. Никоном, часто оставлял его одного, а 0. Петр был уверен, что Ирина приехала в Пинегу против воли своего духовного отца. Но, обученные послушанию, они старались друг друга терпеть.
Однажды о. Никона навестил духовник о. Паисий, и Батюшка попросил его постричь инокиню Ирину в мантию. О. Паисий не смог этого исполнить, сославшись на отсутствие нужных книг и соответствующего облачения. Да и риск большой: до конца срока ему оставалось всего полгода, прознали бы власти – несдобровать, а он был человек осторожный.


Ирина ушам своим не поверила. Облачиться в Мантию милость великая, достойна ли ее? Не будет этого, – скорбела она. – Если вы не постригли, никто не пострижет. Господь пошлет духовника, он все сделает так как надо, – успокоил ее о. Никон.


Стояли белые ночи. Он мучился безсонницей. Ирина сидела рядом и слушала долгие батюшкины рассказы, как он жил эти четыре года, что перечувствовал и понял. Наблюдая течений событий, говорил о. Никон, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение обстоятельств. Ничто на свете не властно предупредить свершающегося, ибо оно свершается по суду Божьему. Некого винить, злоба внутри нас. Сколько душа сумеет вместить скорбей, столько примет и благодати Божией. Так оставим несбыточные мечты о непосильных подвигах и в смирении начнем с терпения ежедневных наших скорбей. Все, что делает с нами жизнь, что делают с нами люди, будем считать праведным судом Божиим, для нашей же пользы. Бороться с людьми, причиняющим нам зло, не надо даже в помыслах, иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Никакое чтение, даже если ты тома священных книг, не может дать того мания о жизни, какое дает сердечная молитва...


Батюшка не знал, будет ли он жить или умрет. Он признался Ирине, что несколько месяцев назад молился, чтобы Бог дал ему ответ на этот вопрос через кого-либо из его духовных детей. Свои предчувствия на этот счет он считал субъективными и полностью доверять себе не мог. Тогда-то Ирине и приснился сон про Старца Варсонофия и кровать...


Однажды их навестила местная медсестра Софья, предложила свою помощь, но о. Никон отказался:


За мной ходит моя духовная дочь, больше никого не нужно.


Счастливая вы, за каким Батюшкой ухаживаете, – сказала, прощаясь, женщина. – От него же весь угол светится, – и перекрестилась.


За четыре дня до кончины Батюшки произошло знаменательное событие. Ирина хлопотала вокруг больного, когда он, внимательно глядя на дверь, вдруг раздельно произнес:


–  Да-да, войдите. О, какое посещение... Ирина, что же ты? Пришел Старец Макарий меня исповедовать, а ты не даешь ему стул.
Обмерла Ирина: не в бреду был о. Никон, не в безпамятстве, напротив, трезв и необычайно серьезен, никогда его таким не видела.
–  Не обижайтесь на нее, обратился он к кому то незримому, – неопытная она. Выйди-ка на пять минут, сестра Ирина, я поисповедуюсь...


Не зная, что и думать, она ушла на другую половину дома, откуда, казалось, целую вечность звучал ни на минуту не умолкающий батюшкин голос и она боялась расслышать слова этой таинственной исповеди...


Развязка приближалась. Легкие съежились, 0. Никону становилось нечем дышать. «Дайте воздуху!» – временами невольно вырывалось у него. Будь ее воля, она бы разодрала свою собственную грудь, как чадолюбивая пеликаниха; но человеческой помощи есть предел, он непреступаем; дальше – одиночество, безусловное, окончательное. За три дня до кончины о. Никон снял с себя и подарил Ирине двухстороннюю серебряную иконочку: великомученица Варвара, Святитель Николай, которой его в свое время благословил еп. Трифон (Туркестанов), а также надел на нее нательный крестик. Матушка Серафима носит их и сейчас. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46) – это вопль из-за той черты...


Потом кровь черными сгустками хлынула через желудок. Врач сказал: это хорошо, кровь отошла, дышать станет легче. И действительно, о. Никон катко успокоился. Теперь он просит класть ему на грудь дощечку и неслушающимися пальцами пишет записки духовным детям. Последние нацарапанные им слова гласили: «Какая красота в духовных книгах».


25 июня / 7 июля, под Тихвинскую Богоматерь, после полуночи Батюшка захотел причаститься, но у него дрожали руки, и принять Св. Дары он не смог. Не позволив о. Петру – дьякону, а не священнику – совершить Таинство Святого Причащения, попросил его позвать кого-нибудь из иереев. Надо заметить, приобщение умирающего Св. Тайнам играет важную роль в дальнейшей его судьбе. Ради святыни Тела и Крови Христовой душа становится неподвластна духам злобы поднебесным и, избавленная от воздушных мытарств, возносится прямо к небесам...


Долго ждали его о. Никон и Ирина, совсем отчаялись. Наконец, в два часа дня пришли иноки Зосимова скита, и архимандрит Никита причастил Батюшку. Досада: на плечо выпала частичка. О. Никон разволновался, но ее быстро нашли, он благоговейно принял ее в уста и перекрестился. Стали читать канон на исход души.


–   Зачем, я же не умираю, – возразил было о. Никон.
–  Все равно, вам легче будет.
–   Ну, читайте, а я уйду, мне некогда, – и закрылся одеялом с головой. Когда дошло до «Ныне отпущаеши», внятно причитал вслух Симеонову молитву.


Поблагодарил о. Никиту и о. Зосиму за чудесное причастие, но они возразили, что это им надлежит благодарить о. Никона: через него Бог благоволил сделать доброе дело.


О. Петр вернулся ближе к вечеру.


– Сестра Ирина, ложись, тебе всю ночь не спать, – как бы предчувствуя, что будет, сказал о. Никон, а сам стал вспоминать своих духовных
чад.


Он негромко призывал по именам о. Рафаила, о. Геронтия, монахинь, особенно тепло мать Амвросию, благословлял всех крестом на окно. Под тихий шепот Батюшки Ирина незаметно задремала.


Проснулась, как будто пружинкой какой подброшенная. О. Петр, склонившись, сидел за столом и что-то писал, о. Никон слабо стонет с одра. На ходу поправляя выбившиеся из-под платка волосы, Ирина подошла поправить постель. Больной лежал в забытьи, слегка склонив голову к плечу, однако что-то неуловимое в лице его насторожило ее...

 

Батюшка умирает! – пораженная догадкой, воскликнула она.


О. Петр встал рядом. Полностью примиренные друг с другом в эту минуту, они молча наблюдали таинство разделения души с телом. Вот болящий перевернулся, рука скользнула по груди и безсильно упала. Он несколько раз тяжело вздохнул и затих, без мучений, без агонии. Глаза так и остались смеженными, рот несколько полуоткрыт, лицо очень спокойное, слегка улыбающееся чему-то неведомому. Эта безболезненная мирная кончина свершилась 25 июня / 7 июля 1931 года в 22.40. И было его жития 42 года, классический возраст смерти для избранных. О. Петр тут же обрядил преставившегося в рубашку, натертую соборным маслом, Ирина прикрыла Батюшке рот, аккуратно расчесала длинные волосы. Тело быстро застывало...


В «Месяцеслове», доставшемся мне от прадеда о. Иоанна (Ильинского), вклеен пожелтевший от времени листочек, чернила на котором почти выцвели, но еще можно разобрать: «16 ст. ст. с. Вызеро. Уважаемому протоиерею Иоанну имею сообщить. Ваш брат, о. протоиерей Стефан, скончался 10 июля утром в 3м часу от тяжелой и продолжительной болезни... Погребение 13 июля после литургии совершено пятью иереями при большом стечении народа. Покойный от истощения неузнаваемый. По слухам и заверениям его духовника о. Николая Петрова, о. Стефан го-то вился к смерти как к жизненному подвигу, и был спокоен и сознателен. В добрую память о друге почившем сообщаю Вам. Примите почтение. Доброжелатель Ваш Вызерский свящ. Александр». Сбоку рукой прадеда приписано: «1921 г., 10 июля, в третьем часу утра, умер в Моште брат мой протоиерей Стефан Иванович Ильинский, род. 24 окт. 1862, именины 28 окт., рукоположен во священники авг. 1885». В конце 20х годов семья Ильинских переезжает в дер. 

 

Константиновку ж/д станции Горелово (Гатчина), а оттуда в Ленинград, где прадед несколько лет служит в Василеостровской Благовещенской церкви. 19/2 мая 1929 г. еп. Николай (Платонов) в Андреевском соборе возложил на прадеда крест с украшениями. Он приехал в Ленинград совершенно больной, но несмотря на плохое здоровье и преклонные годы, вскоре безследно исчез в одном из лагерей. Где и как погиб мой прадед, протоиерей Иоанн Ильин, по сей день неизвестно... Остались ли на свете люди, помнящие его? Сверши чудо, Господи, пусть они найдутся, пусть они откликнутся!.. Ибо это не страшные сказки, это действительно было – когда люди лежали в гробу неузнаваемыми от истощения, но к смерти готовились как к жизненному подвигу. Нашему циничному времени трудно поверить в искренность подобного умоустроения, и все-таки это правда. Это корень, откуда возрос русский народ.

Сколько их было, новомучеников российских, кто исчислит, кто даст ответ? То, что мы сегодня имеем как данность, – Церковь, преизобильная Таинствами, свобода быть похороненному по-христиански, – всего этого деды были лишены, и это ощущалось как лишение жизни. И если не погибла еще окончательно богохранимая страна Россия, то только молитвами мучеников, которым выпало пополнить число душ, убиенных за Слово Божие; иных питательных источников жизни на сегодняшний день у народа нет.
Время разбрасывать камни, и время собирать камни (Еккл. 3, 5), – сказал пророк. Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить (Еккл. 3, 3). Имена тех, чья верность сберегла для нас веру Христову, да будут откопаны из забвенья и положены в основание нового храма, да стоит непостыден во веки веков. Да успеем преклонить колена пред теми немногими, кто остался, да воздадим им честью за подвиг быть хранителями святынь!


Жизненный путь замученных дедов убеждает в простой истине: опомнись, человек, не пеняй на время. Эпоха, выпавшая тебе для осуществления себя, всегда твоя, от века предназначенная, от Господа заповеданная, дабы в ее суровых тисках ты возрастал в меру отпущенной тебе благодати. Любому времени надлежит своя борьба за духовность, ибо таковая завещана Христом, не мир, но меч принесшим на землю (Мф. 10,34). Невозможно получить дары духовности без пребыванья в стихиях духа, поэтому мало только знать о духовной жизни, надо жить этой жизнью, устремленной к горним вершинам, а не коснеющей в узах закона. Только тогда выстоишь в час своего моленья о чаше, только тогда взойдешь на Голгофу в исповедном чине сыновьем и одолеешь неправду земли...


Он победил, отец Никон. С руками, скрещенными на груди, посредине комнаты лежит, честно преодолевший отпущенный ему срок необходимого земного странствия. И простирает над ним Свой покров Тихвинская Богородица, северных русских пределов хранительница.


–   Он мне роднее своего стал, –причитала хозяйка Александра Ефимовна.
А Ирина, шепча поминание, спешит к отцам сообщить о кончине. Келейник Петр предлагал свезти покойного на кладбище, а потом заочно отпеть – Ирина настаивала на отпевании по обряду. Но решится ли на это кто-нибудь из ссыльных иереев? Зашла было к батюшкиному духовнику о. Паисию, который не решился ее постричь. Отпевать о. Никона он тоже отказался, ведь отправлять требы было строжайше запрещено.
–   Я скажу всем, что вы больны, – пожалела
Ирина старика.
–  Я и вправду болен, – обрадовался тот.


Тем временем племянник хозяюшки сколотил


добротный сосновый гроб. И пришли отцы Никита и Зосима, и пришли иноки Серафим, Ясон и Алипий московского Покровского монастыря, и еще о. Николай калужский и о. Иаков московский. Келейник Петр сердился на Ирину, что она собрала столько ссыльных, не ровен час, до властей дойдет.


–  А ты им скажи, родственница приехала, как хочу, так и хороню.


Всего собралось семь отцов. Знаменательно, что в этот день все они оказались на месте, не на лесозаготовках, не в дальних «командировках», словно Господь специально позаботился, чтоб один из Его сыновей был отпет по чину монашескому. И вот в 4 часа дня на Тихвинскую стали отпевать, все в епитрахилях и полумантиях епитрахили из полотенец. Отцы трогательно пели, как будто им помогали ангелы: один архимандрит, один протоиерей, один игумен и четыре иеромонаха. Ирина старалась им подпевать, но ее душили слезы.


–  Вот и наши духовные где-то так плачут, крестились растроганные отцы.
Только о. Петр все время косился на окошко, М идет ли кто из сельсовета. Отслуживши, разошлись, порешив опечатывать завтра.
Утром пришел ссыльный обновленец о. Владимир из города Владимира, как бы комендант над опальным духовенством района:
–  Как хоронить будете, по-язычески?
–   По-монашески, – коротко ответила Ирина.
–   Надо бы в церкви отпеть.
–  Он обновленческую не посещал.
–  Уже отпетый, – ляпнул о. Петр.
–  Когда успели? – насторожился о. Владимир.– На кладбище хоронить не дам, в церковь несите.
–  Я в Пинеге была, – нашлась Ирина, –телеграмму в Москву послала, его там заочно отпели, – и предъявила квитанцию.
Стали собираться отцы, в том числе и не отпевавшие. Пришел архимандрит Донат из Донского монастыря, казначей и игумен оттуда же. Пришел о. Парфений (Крутиков), тоже оптинский. Приоткрыл наглазник, заглянул в лицо покойному:
– Сейчас засмеется...– Но отслужить литию отказался: – Он обидится, дома помолюсь...


О. Никон не был с ним в молитвенном общении, поэтому тот и не отпевал. Дело в том, что о. Парфений был «тихоновец», а о. Никон «сергианец» – в то время среди духовенства было такое разделение. Он не запрещал своим духовным детям ходить к обновленцам, но сам не ходил, хотя обновленческий храм был в трех километрах. О. Петр тоже боялся стать обновленцем рядом с о. Никоном, потому что тот поминал митрополита Сергия (Страгородского).


С вопросом, как относиться к митрополиту Сергию, к о. Никону обратилась Шамординская монахиня Анна, которая жила в Москве по благословению Старца Нектария. О. Никон ей написал: «Чадо мое, мать Анна. Благословляю тебя ходить в церковь, куда ходил и я. Не смущайся тем, что там поминают митрополита Сергия. Хоть он и много погрешил, но он возглавляет единую Православную Церковь».


Интересно, что после ссылки о. Парфений (Крутиков) сам стал служить у обновленцев. Именно ему за несколько дней до смерти о. Никона приснился сон: будто о. Никон вместе с о. Кириллом с чемоданами идут куда-то. «А меня возьмете?» – спросил о. Парфений. «Ты как хочешь, а Кирилла я не оставлю», – ответил Батюшка, и они пошли дальше...


Облачили Батюшку: новый подрясник одели, полумантию, скуфью вместо камилавки, епитрахиль из белого полотенца. Ее сделал сам о. Никон: выдернул нитки, обметал, и получились кресты. Поручи также были белые, холщовые. В руки вложили свечу и кипарисовый крест, на шее был большой медный крест, которым его благословила мать при поступлении в скит и который он всю жизнь носил вместе с нательным.


О. Парфений предложил везти гроб с телом по реке Пинеге, а потом пешком, но Ирина отказалась – а вдруг гроб упадет в воду. Из колхоза пригнали сани, впрягли лошадей, помолились, и в путь. Сначала гроб несли на руках; через деревню, где глубокий песок, перевезли на санях. О. Петр вел лошадь под уздцы, Ирина поддерживала гроб. За околицей опять взяли гроб на полотенца и вшестером понесли по лугам.


Лицо Батюшки было закрыто наглазником, и Ирина плакала, что никогда больше не увидит его. Вдруг поднялся ветер, рванул – и откинул наглазник на траву. «Подними и накрой», – сказали Ирине отцы. Она подхватила и, прежде чем набросить набросить на лицо, быстро взглянула на дорогого Батюшку, как бы желая запомнить навеки. Сразу успокоилась, умиротворилась: никаких изменений в лице, лежит как будто спит, только на губах играет странная улыбка, исполненная такого счастья, что неловко смотреть. Она ласковым движением накрыла дорогой лик, чтобы отныне видеть его только во сне...


Гроб несли низко над лугом – он плывет по цветам, пригибая цветущие головки.

 

И трава Батюшке кланяется, – говорили отцы.


Запыхавшись, прибежал о. Паисий, припал ко гробу, каясь, что опоздал. И дали последнее целование, и крест-накрест землей посыпали, и о. Донат предал его земле. На могиле водрузили сосновый крест с голубцом, как принято на севере. Ссыльная монахиня Ольга из Пинеги сделала надпись химическим карандашом: «Оптинский иеромонах Никон». День был ясный, солнечный. Вдруг откуда ни возьмись набежала тучка, пролилась серебряным дождичком – сама природа оплакала Батюшку.


Потом состоялась поминальная трапеза. Ирина наготовила полный стол из привезенных ею продуктов. Особенно удались ей пироги с грибами и рисом, которые очень любил о. Никон. На Петров день двинулась домой.


И вот на 9й день, в Архангельске, снится ей сон, будто пришла она в церковь Воскресения и видит: о. Никон в алтаре совершает проскомидию. Утром, волнуясь, спросила у хозяйки, есть лив городе Воскресенский храм? Оказалось, есть. Поспешила к обедне, интерьер в точности тот же, что был во сне.


На 40-й день опять видела дорогого Батюшку, уже в Москве. Снится ей, будто спускается куда-то вниз, как в пещеры киевские, а там гробы в три ряда. Она знает, что первый от алтаря – батюшкин, а она вроде бы проститься пришла. Входит старенький священник с кадилом, похожий на Николая Угодника. Ириша падает на колени, целует его руку и неожиданно видит хартию, какую покойникам вкладывают, с золотыми буквами, и успевает захватить несколько слов: «Мое житие суть на небеси». Отслужив сороковины, она отдала наперсный крест о. Никона о. Пимену, будущему Патриарху, благословившему ее поехать на север.
Потом о. Никон долго не приходил, чтобы явиться через полгода. Видит Ирина какую-то церковь, аналой, на аналое, как в старину, горит лучина, рядом чернильница, гусиное перо и книга в полтетради. Боком к алтарю сидит батюшка Никон, а напротив незнакомая монахиня. «Возьмите на исповедь», – просит Ирина. «Я больше не исповедую, большевики запретили», – сказал о. Никон и обернулся к монахине: «Запиши ее и Настю», и та занесла их имена в книгу...


Немножко придя в себя, через месяц, Ирина подробно записала все случившееся в далекой северной Пинеге, озаглавив свои записи: «Воспоминания о последних днях жизни и смерти моего духовного отца и руководителя». 1931 г., 13 августа. «Вечная тебе память, дорогой отец и благодетель души моей! Глубока рана, нанесенная моему сердцу кончиною твоею! Рана так глубока, что малейшее прикосновение к ней производит болезненное ощущение» – так кончаются эти воспоминания, но не кончается жизнь инокини Ирины, она не прошла еще и половины отмеренного ей пути...


Начало работы Оптиной пустыни по составлению жития о. Никона совпало со столетием со дня его рожденья (1888–1988), что само по себе не случайно. На поиски могилы о. Никона выехали иеромонах о. Феофилакт, послушник Евгений и зав. церковно-историческим кабинетом Свято-Данилова монастыря Г. М. Зеленская. Будучи в Москве, оптинские иноки заехали к духовному сыну о. Никона, о. Василию (Евдокимову), расспросить, что он знает о месте захоронения о. Никона. О. Василий сказал, что в тех местах было укрупнение, возможно, кладбище и не сохранилось. Одновременно он благословил на перенос мощей о. Нектария в Оптину пустынь. «Осторожно копайте, может быть, найдете», – сказал о. Василий. Дело в том, что когда в 30х годах могилу Старца Нектария раскопали хулиганы и духовные дети совершили перезахоронение, Н. Павлович намеренно распустила слух, что они похоронили его где-то в поле, а могилу оставили для поминовения.


Братья благополучно доехали до Архангельска, оттуда перелетели местным самолетиком в Пинегу. Деревня Валдокурье стоит по-прежнему, только церкви там уже нет: клуб, разместившийся в бывшем храме, сгорел в 70х годах. Знаменательно, что в околотке Козлове сохранился единственный дом: где умер о. Никон. Бывшая хозяйка Александра Ефимовна Прялкова не так давно умерла – ей тоже выпала долгая жизнь; теперь там живут А. И. Ярунов с супругой. В доме сохранилась икона Тайной Вечери, та самая, перед которой молился о. Никон, матушка Серафима признала ее на фотографии. Она же подробно описала место захоронения.
Краеведческий музей пос. Пинега сведениями о ссыльных священниках не располагал, зато здесь рассказали о бывшем неподалеку Кулой лагере и Троицком соборе, взорванном в начале 30х годов. Судьба людей, принимавших участие в ликвидации храма, незавидна: один застрелился, другой повесился, третьего парализовало.


Старое кладбище располагается близ Моисеевщина. Оно представляет собой холм с разновременными захоронениями, последние из которых относятся к началу 60х годов. Большая часть крестов сохранилась фрагментарно. Один из них по месту расположения, а также по составу древесины соответствует описанию креста на могиле батюшки Никона.


Братья занялись оформлением предполагаемого места захоронения. В промкомбинате заказали деревянную ограду, табличку с фотографией и датами жизни о. Никона, а также приобрели цветочную рассаду – оранжевые лилии, синие ирисы, ромашки и васильки, которые тут же высадили на могиле.


8 июля 1989 года состоялась первая за 58 лет панихида по о. Никону, на которую собралось около полусотни местных жителей. Перед началом панихиды о. Феофилакт произнес слово об о. Никоне, затем состоялась сама панихида, на которой были помянуты и родственники присутствующих. Затем отслужили молебен Божией Матери, Святителю Николаю, преподобному Амвросию, Зосиме и Савватию Соловецким, Артемию Веркольскому; затем по просьбе людей были отслужены три литии на могилках близких.
После этого в доме Лидии Афанасьевны, однофамилицы, а может быть, и дальней родственницы последней хозяйки о. Никона, Состоялась поминальная трапеза, за которой присутствовало 15 жителей. Иноки попеременно читали проповеди и беседы о. Никона, письмо матушки Серафимы, тогда инокини Ирины, о его последних днях. Трапеза закончилась возглашением вечной памяти приснопоминаемому Батюшке.


О. Никон канонизирован Русской Зарубежной Православной Церковью. Не за горами то время, когда его святое имя будет известно и на Руси, а мощи, почивающие ныне в далекой северной типе, обретут свой покой, где им надлежит быть, в Оптинской обители, рядом с мощами Старцев Амвросия и Нектария, ибо так надлежит выполнить всякую правду.


Еще будучи скитским послушником, о. Кирилл заболел туберкулезом – в ссылке болезнь перешла в третью стадию. Анастасия самоотверженно ухаживала за ним, за что ссыльные монахи прозвали ее Симон Киринейский, берущий на плечи крест ближнего. На одном из томов Святителя Игнатия Брянчанинова о. Кирилл надписал: «Сестре Анастасии дарую за ее безкорыстное служение мне во время болезни». В Туркестане он занимался умным деланием, брал четки и уходил в степь; Настя тем временем стирала, стряпала нехитрую еду – с молитвой, которая теперь почти не сходила с ее уст. Так потихоньку и отбыли срок. Затем, по выбору о. Кирилла, поселились в Белеве, поближе к Оптиной. В то время здесь обосновались изгнанные из Козельска архимандрит Исаакий с келейником о. Дионисием и Л. В. Защук, принявшая схиму с именем Августа. Она часто приходила к о. Кириллу. Катко принесла фотокарточку Старца Нектария и говорит: «Мы к вам вдвоем с батюшкой Нектарием». Вскоре последнего оптинского настоятеля подвергли аресту, а о. Кирилла и Настю в 24 часа выслали. 

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись