Святые мученики Пров, Тарах и Андроник
Предсказания старца
Исцеление бесноватых
Чудеса преп. Амвросия Оптинского
Монах из Оптинского скита
О праведном суде Божием
Преподобноисповедник Севастиан
Мудрый купец (рассказ)
Преподобная Таисия
Мученица Пелагия Тарсийская дева
Сила покаяния и решимости
Без рассуждения ничто не бывает добрым
Воздерживайся от ропота
Святитель Иона Московский
Храни язык твой, да просветится сердце твое
Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в
городе Тарсе Киликийском. На предложение язычников принести жертву
идолам святой Тарах, старый воин, ответил, что он приносит жертву
Единому, Истинному Богу в чистом сердце. Видя твердость святых в
исповедании истинной веры, проконсул предал их пыткам.
«С детства у меня было большое желание жить в монастыре, – рассказывала
монахиня О., – и в 1837 году, когда мне было двенадцать лет, просила я
мать свою оставить меня в девичьем монастыре в Киеве, где мы были
проездом. Она на это не согласилась, а обещала поместить меня в
Борисовскую Пустынь, когда мне будет пятнадцать лет. Но вскоре после
этого она скончалась. Отец же мой никак не хотел меня отпустить в
монастырь раньше 35-летнего возраста.
Приводили к преп. Леониду и многих бесноватых. Было также не мало и
таких, которые прежде и сами не знали, что они одержимы бесом, и только в
присутствии старца, по обличении им таившейся в них прелести, начинали
бесноваться. Так нередко бывало с теми из мирских неразумных
подвижников, которые все спасение души своей поставляли в том, что
облагались тяжелыми железными веригами, нисколько не помышляя об
очищении сердца от страстей.
Монахиня Каширского женского монастыря Тульской губернии Илариона
Пономарева передавала о себе письменно следующее: «Будучи сильно больна,
дня за два до Николина дня (6Кдекабря 1888 г.), я скорбела и плакала о
том, что в настоящий праздник, по болезни, буду сидеть в келье, не имея
возможности пойти в храм Божий. И так сильно вся я разболелась, что в
десять часов вечера легла в постель и заснула.
Он был нрава кроткого и молчаливого и был очень трудолюбив. В то время все скитские братия отапливались своими дровами, которые потому и дозволялось каждому брату собирать в лесу, окружающем скит (конечно, уже поломанные сухие ветки), или выкапывать пни. Имея от природы хорошее здоровье и крепкие телесные силы,
Был некоторый игумен, отец общежительного монастыря, святой по жизни,
украшенный всеми добродетелями, милостивый к нищим. Он молился Богу,
говоря: Господи! знаю, что я грешен, но, надеясь на Твою благость,
уповаю спастись ею. Умоляю эту благость Твою, Владыко, не разлучи меня с
духовною семьею моею и в будущий век, но сподоби чад моих со мною
вечной жизни! Часто повторял святой эту молитву. На эту молитву Господь
даровал решение следующим образом:
Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: «Мирнее
живите». Однажды, среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже
указал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни
замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Очень важное
значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал: «молитесь
за усопших больше всего. За всё слава Богу! Слава Богу за всё!»
У одного ювелира было много драгоценных камней и жемчуга. Однажды он сел
с детьми на корабль, чтобы отправиться в чужую страну и там заняться
своим ремеслом и торговлей. По устроению Божиему на корабле он полюбил
одного мальчика, который прислуживал ему, за что и получал помощь от
купца, питаясь от стола его.
Слух о блуднице Таисии, распространившись по всему Египту, дошел до
старца Пафнутия, строгого подвижника, обратившего к спасению многих
заблудших. Переодевшись в светский костюм, Пафнутий пришел к Таисии и
попросил назначить ему свидание в таком месте, где не только люди, но и
Сам Бог не увидел бы их.
Святая Пелагея (Пелагия) родилась в Тарсе (в Малой Азии) от знатных
родителей — язычников. Отличалась она необыкновенной красотой и
блестящим образованием. Император Диоклетиан (284-305 гг.) хотел женить
на Пелагее своего усыновленного наследника, но она, уверовав во Христа,
пожелала посвятить Ему свою жизнь и отказала в своей руке царскому
наследнику.
В некоем городе жил юноша, который сотворил много зла, и ремеслом его
было то, что он обкрадывал мертвецов. Но вот однажды благодать Божия
коснулась его сердца, ужаснулся он своих злых дел, вспомнил Божий суд и
решил в покаянии и смирении провести остаток жизни.
Рассуждение знает время, потребность, устроение человека, свойство его,
силу, ведение вопрошающего, произволение его, намерение Божие, смысл
каждого изречения Божественного Писания и многое другое. Не имеющий
рассуждения может быть и много трудится, но не достигает цели.
У ропотника всегда готов предлог. Если приказано ему заняться делом, он
ропщет; а вскоре развращает и других. «И это на что, — говорит он, — и
другое к чему? И пользы нет в этом деле»
Родился в последней четверти XIV в. недалеко от Солигалича в Костромской
земле. С ранних лет стремясь к иночеству, в двенадцатилетнем возрасте
принимает монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в
Симонов монастырь в Москве. В 1431 г. за добродетельную жизнь и
твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа
Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу
племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии.
Язык неосторожного охуждателя, движимый диаволом, ядовитее языка змиина,
потому что он возбуждает свары и горькие враждования среди братий, сеет
мятежи и злодейства между мирными и рассеивает многолюдные общества.