Крест — упование христиан
Житие епископа Акепсима
Венчавшиеся здесь мечом за Господа
Выгодная купля — каплями крови приобресть Небесное Царство
Наша совесть - судилище неподкупное
"Светильник тела есть око"
30 лет в послушании...
Награда за милосердие
Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия
О готовности исполнять волю Божию
Преподобный Аврамий затворник и блаженная Мария
Невозможно убежать от совести
Как язычник стал православным епископом
...Зачем мы безрассудно ссоримся друг с другом?
Преподобный Нестор Летописец
Назнаменуем животворящий крест и на дверях, и на челе, и на персях, и
на устах, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым
христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для
концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим
утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою
православных
Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе
Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и
неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел разыскивать и казнить
христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время
восьмидесятилетний старец.
Они <мученики> стояли, дрожа от холода; члены их замерзали, но
образ мыслей их был непреклонен; они стояли, представляя зрелище подвига
для Ангелов, людей и демонов. Ангелы ожидали отрешения (от тела) душ,
чтобы, прияв их, вознести в назначенное им место; люди с напряженным
вниманием ждали окончания (их подвига), испытывая силу общей всем
природы — в силах ли мы превозмочь столь великие мучения из страха и
надежды будущего?
Акиндин, Пигасий, Анемподист, придворные персидского царя Сапора II (310
- 381), были тайными христианами. Когда царь воздвиг гонение на
христиан, завистники донесли ему на них. Вызванные на суд к царю, святые
мученики безбоязненно исповедали свою веру в Святую Троицу. Царь
приказал бить их плетьми.
...Никто не должен оправдывать себя тем, что небрежет о добродетели
по неведению, или потому, что не имеет руководителя на пути ее. У нас
есть достаточное руководство — совесть, и невозможно, чтобы кто-нибудь
лишен был ее помощи.
(Фес. 3, 9-13; Лк. 11, 34-41). "Светильник тела есть око"; а светильник
душе ум. Как при неповрежденности ока телесного все вокруг нас, во
внешнем быту нашем, видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что
делать, так при здравости ума видно бывает для нас все во внутреннем
быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним и в том, как должно нам
держать самих себя.
Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерcкие (ХП), 30 лет
исполняли свое послушание - пекли просфоры. Преподобный Спиридон пришел в
монастырь при игумене Пимене (1132-1141) уже немолодым человеком.
Подвижник сопровождал свой труд непрестанной молитвой и пением псалмов.
В городе Тире был сборщик податей по имени Мусх. Он рассказывал
следующий случай из своей жизни. Раз, говорит он, поздно вечером, идя по
городу, я встретил на пути жену и пригласил ее следовать за собою. Она
не отказалась, и, когда пришла со мной в дом, я предложил ей вкусить со
мною пищи. От пищи она отказалась, и я заметил, что отчаяние выражалось
на лице ея. Немного спустя она вдруг вскричала: «Горе мне, страннице
окаянной, погибшей и душею, и телом!» Слыша это, я удивился и спросил:
«Что за причина вопля ея?» Тогда она со слезами рассказала мне
Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия
претерпели мученическую смерть в 285 году в Киликии. Они с детства
восприняли святую христианскую веру от своих родителей и вели
благочестивую, целомудренную жизнь. В зрелые годы, чуждые сребролюбия,
раздали они свое имущество, полученное в наследство, неимущим.
Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!.. – восклицает он с большим
миром душевным, ибо знает, что отдал лодку свою в руки самого опытного
Кормчего. Бушует ли буря, налетают ли ветры и волны, он не боится,
поскольку уверен, что его лодку ничто не может разбить и что он мирно
приплывет к тихому пристанищу своему.
Преподобный Аврамий затворник и блаженная Мария, племянница его,
подвизавшиеся в селении Хидана, близ города Эдессы, были современниками и
соотечественниками преподобного Ефрема Сирина (память 28 января),
который впоследствии написал о их жизни. Преподобный Аврамий начал
трудный подвиг уединенного жития в расцвете своих лет. Он покинул
родительский дом и поселился в пустынном месте, вдали от мирских
соблазнов, проводя дни свои в беспрестанной молитве.
(2 Кор. 8, 1-5; Лк. 8, 16-21). "Нет ничего тайного, что не сделалось бы
явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось
бы".
Священномученик Неофит, епископ Урбнисский, бывший персидский
военачальник Омар, участвовал в походе султана Ахмета, вторгшегося в
Грузию. Подъезжая к Шиомгвимской обители с передовым отрядом, Омар, по
Промыслу Божию, увидел духовными очами сонм Ангелов над обителью и
посреди них старца - святого Шио.
Были два брата по духу, диакон Евагрий и священник Тит. Имели они друг к
другу любовь великую и нелицемерную. Диавол же возбудил между ними
вражду, и они поссорились. И такую ненависть вложил в них, что они не
хотели и видеть друг друга. Много раз братия просили их примириться, но
они и слышать об этом не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий
отбегал от фимиама, когда же Евагрий не бежал, тогда Тит проходил мимо,
никого не покадив.
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве.
Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал
послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного
Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О
его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных
отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии
Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское
мудрствование.