Душу спасти – не лапоть сплести
Толкование замечательного сновидения старцем Амвросием Оптинским
Предсказание Оптинского Старца Макария Белевского Игумении Павлине
Святой мученик Евпсихий
О необходимости предать себя воле Божией
По молитвам преп. Даниила Переяславского
Вражья сила или сказки на ночь
Великая Пятница
Замечательное сновидение
Тайна Великого Четверга
Сегодня религию поставили в один разряд с фитнес-центром
Скорби неизбежны в нашей жизни
"Покажи мне веру твою без дел твоих"
Видение одного послушника
О злословии и клевете «имже судом судите, судят вам»
Нам, ищущим спасения, при исполнении заповедей Божиих самонужнейшее
есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освещает все
наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам
доставить многожеланного мира, который даровал нам премилосердый
Создатель...
В 1866 году бывший Обер-Прокурор Святейшего Синода граф А.П.Толстой
писал в Оптину пустынь: «Один благочестивый священник Тверской епархии
видел во сне обширную пещеру, слабо освещенную одною лампадою. В пещере
много духовенства. За лампадой образ Божьей Матери. Перед образом стояли
в облачениях: архипастырь Московский Филарет (находящийся в живых) и
покойный протоиерей г. Ржева отец Матвей Константиновский, родитель
означенного священника, в жизни своей отличавшийся особым благочестием.
Все стоят в безмолвии и страхе.
В той же Летописи под тем же годом читаем: «Июнь 24 число. Четверток.
Праздник в скиту дня Рождества Св. Иоанна Предтечи. Пополудни в три часа
зашла страшная туча с молнией и громовыми ударами с юго-запада при 20о
тепла. Она разразилась страшною бурею с проливным дождем и градом. От
этой тучи во многих местах Козельского уезда[14] произошли разрушения, в
особенности же в Оптиной Пустыни. На церквах Казанской и больничной
разломало на части железную крышу, сорвало кресты; на колокольне
поколебало главу со шпилем и вырвало кровельный лист; на корпусах
трапезном и братском, что возле колокольни
Разъяренный император Юлиан обрушил свой гнев не только на святого
Евпсихия, но и на все население этого города. Одних граждан он казнил,
более почетных отправил в изгнание; христианское духовенство было взято
на военную службу, а у церквей отнято имущество. Город был лишен
названия Кесария (то есть Царственный) и обращен в простое селение с
прежним названием Маза, а жители обложены тяжелой данью. Император
угрожал совсем уничтожить город, если жители вместо уничтоженного не
построят новый языческий храм.
Нередко случается, что, по смотрению Божию, отнимается что-либо
вещественное и временное, а в замен его дается нравственное и духовное,
вечное. А люди, привязанные к веществу и временной жизни, скорбят, не
понимая, что они возводятся к бесценным, высшим благам.
Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил
воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от
опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось
мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за
милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении
всего голода.
Еще в раннем детстве приходилось мне слышать жуткие рассказы о страшных
проявлениях власти силы нечистой над людьми, поработившими волю свою
служению греху и диаволу. Память до дней моих, склоняющихся теперь к
своему закату, хранит в тайниках своих воспоминания тех впечатлений,
которые отразились в ней под влиянием моей старой няни и тех Божиих
старушек, для которых еще сравнительно недавно были открыты двери
«девичьих» и «детских» в старинных русских дворянских домах, не
порывавших еще вековечной связи с многомиллионной толпой простолюдинов, с
их простой, бесхитростной детской верой.
У гроба покрытого язвами Христа, взирая на Его прободенные руки и ноги,
на рану в ребрах Его – что хочется сказать? Хочется спросить, за какое
преступление, за какую вину Он был так мучим? За что предан был на
смерть не имевый, где главу преклонити? Взирая на Него, лежащего пред
нами, я вспоминаю те путы, которыми Он был обвит. Много было этих пут на
Нем. Но из них выделяются трое пут, возложенных на Спасителя тремя
людьми: Иудою, Каиафой и Пилатом.
На руках Никона, обернувшегося лицом к востоку, лежал младенец, и Никон
вслух поминал некоторые имена, и, когда произнес имя Никон, то младенец,
до того времени молчавший, проговорил:
– Я – Никон!
Ответ младенца пробудил у Варсонофия желание узнать о его загробной участи, и он спросил:
– Где же ты теперь находишься?
– В раю! – ответил младенец. – Между святыми.
Варсонофий еще спросил:
– А каков рай?
– Я – Никон!
Ответ младенца пробудил у Варсонофия желание узнать о его загробной участи, и он спросил:
– Где же ты теперь находишься?
– В раю! – ответил младенец. – Между святыми.
Варсонофий еще спросил:
– А каков рай?
В то время, когда Господь наш Иисус Христос проповедовал Евангелие,
Он имел в лице учеников единый апостольский лик. Но на Тайной Вечери
этот единый лик резко разграничился. Большая часть учеников, а именно
11, прильнули своими сердцами к сердцу Христову, но один из них, Иуда
Искариотский, наоборот, удалил свое сердце от Истины и пошел совершенно
иным путем. Какая же тайна кроется в этом разделении апостольского лика?
Кажется, впервые за много тысяч лет перед лицом всепланетарной опасности
человечество бежит не к Богу, а от Бога, не в храм, а из храма.
Преподобный Варсонофий напоминал своим духовным чадам о неизбежности скорбей в человеческой жизни:
«Скорби неизбежны, хотя и хотели бы мы миновать их. Жизнь представляется нам в виде белой полосы, на которой черные точки – скорби, от которых нам желательно поскорее отделаться, а на самом деле жизнь есть черная полоса, и на ней рассеяны белые точки – утешения. "В мире скорбни будете, – сказал Христос, – но дерзайте, яко Аз победих мир”».
«Скорби неизбежны, хотя и хотели бы мы миновать их. Жизнь представляется нам в виде белой полосы, на которой черные точки – скорби, от которых нам желательно поскорее отделаться, а на самом деле жизнь есть черная полоса, и на ней рассеяны белые точки – утешения. "В мире скорбни будете, – сказал Христос, – но дерзайте, яко Аз победих мир”».
Ныне народ, священники и власти иудейские в последний раз слышат слово
Господа в храме. И оно было всеобъятно; оно обнимало все прошедшее,
настоящее и будущее. Вопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он
истинный Мессия; притчею о двух сынах внушает, что иудеи будут
отвергнуты и на место их призваны язычники; притчею о виноградарях
сказывает им, что отверженных ожидает погибель; притчею о браке сына
царева учит, что и из пришедших к Нему не все будут достойны, и окажутся
такие, которых праведно будет извергнуть вон во тьму кромешнюю
Как теперь, помню, меня жестоко смущал помысел оставить монастырь и
уйти в мир. Соизволяя сему помыслу и смутившись сердцем и душой, я
предался отчаянию и, наконец, решил осуществить свое намерение. Это было
в четверг, а уйти из монастыря я назначил себе в воскресенье.
На следующее утро, то есть в пятницу, когда, по чиноположению монастырскому, будильщик ходил будить братию к утрени, он зашел и ко мне, но я, по обычной своей лености, лег опять на постель – подождать, когда зазвонят к утрени, и тотчас заснул.
На следующее утро, то есть в пятницу, когда, по чиноположению монастырскому, будильщик ходил будить братию к утрени, он зашел и ко мне, но я, по обычной своей лености, лег опять на постель – подождать, когда зазвонят к утрени, и тотчас заснул.
Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет:
так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели,
какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и
недостатки. О нем-то сказано: «испыташа беззакония, изчезоша испытающия
испытания» (Пс.63:7).