Не знаю, что вам написать об ужасном настоящем времени и жалком положении дел в России. Есть одно утешение в пророческих словах святого Давида: Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей.
Некоторые христиане считают, что с Божественной Литургии можно уходить, как только пропоют "Отче наш". Но есть апостольское правило, в котором сказано, что этого делать ни в коем случае нельзя, такие люди отлучаются от Церкви. Разрешается уйти после слов священника: "С миром изыдем". А тем, кто причащался, надо быть до конца, выслушать благодарственные молитвы.
Прожив много лет в Церкви, многие останавливаются перед недоумением: вот де, живут в миру люди рассудительно добродетельно и праведно, а монахи - в непосильной работе, в подчинении непонятно кому, в страстях, да еще и корыстно. Не лучше ли быть порядочным в миру, чем потерять себя и приспосабливаться в монастыре непонятно зачем? Где же правда?
Монах пришел как-то к своему наставнику и говорит:
— Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?
— Пророк Давид сказал: "Оскуде преподобный". Почему же оскудел? Потому что "умалишася истина, суетная глагола кийждо", потому что не говорят о душеполезном, а повсюду пустословие, только и говорят о пустяках.
Батюшка сказал, кажется, что настанет такое время, когда будут о пустяках только и говорить.
В эти дни мы вспоминаем событие обретения Креста Господня, и в нынешний воскресный день Церковь предлагает нам поразмыслить над словами Спасителя о необходимости для каждого человека подвига крестоношения, чтобы спастись.
- Не всегда. Это может происходить и от усердия. Когда человек сильно переживает от ревности и усердия, тогда получает большое утешение, которое ободряет не только душу, но и тело.
- Но как мне понять, что я переживаю от усердия?
Тем, которые недоумевают, почему образ креста состоит из двух только дерев, отвечаем, что этому две причины. Первая и ближайшая причина, та, что, если какой-либо иконоборец обвинит нас в поклонении дереву, то мы опровергнем его обвинение, говоря, что мы не деревам поклоняемся, но образу креста, образуемого двумя деревами.
«Из ересей, распространившихся, какими Бог, весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь - папизм. Но и сей последний (подобно первому, который уже совершенно исчез), хотя до ныне еще в силе, не превозможет до конца, а прейдет и низложится и велий глас небесный возгласит о нем: низложен (Апок.12,10)!»