Нельзя допускать, чтобы наши помыслы целиком захватило назойливое попечение
о бесконечных стройках, переделках в квартире, на даче и тому подобное. Великая
беда, если «житницы» не оставляют нам возможности даже помолиться в храме,
постоянно требуя к себе внимания: «вот сделаю еще то-то и то-то», превращаясь в
единственный предмет мечтаний.
Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному.
— Что это там за звук такой?
— Самолет, Геронда.
—
Закрой-ка окно, чтобы он еще, чего доброго, сюда не влетел! При том
одурении, до которого дошел мир, потихоньку и до этого может докатиться!
Разложилось все: семья, просвещение, государственные службы... А они и в
ус не дуют! Ничего-то не имеют в себе...
Когда в
Оптиной была мама, она спросила Батюшку:
— Пробудут ли они (т. е. я и Иванушка) в монастыре все
время?
Мама беспокоилась, думая, что монастырская жизнь будет нам
не под силу, что она может нам скоро наскучить. На это Батюшка маме ответил:
Не верьте легко тому, что слышите, потому что некоторые говорят в ту
меру, в какую понимают сами. Как-то раз пришел один человек к Хаджефенди
[52] и говорит ему: «Благослови, Хаджефенди. Там наверху сто змей
сползлись!» — «Сто змей!? Откуда?» — удивился святой Арсений.
Преподобный отче наш Никоне, моли Бога о нас!
— Геронда, мной обычно двигает боязнь огорчить других или пасть в их
глазах; о том, чтобы не огорчить Бога, я не думаю. Как умножается страх
Божий?
Случилось это 28 апреля 2005 года. Привела Ольгу в Среднеуральскиий женский монастырь родительница, поскольку у девушки был рак мозга, и её выписали из Онкологического центра Екатеринбурга, сказав, что она безнадежна. Тогда она не могла даже самостоятельно стоять на ногах, а потому мама поддерживала её со спины. А родная бабушка уже шила ей погребальные одежды, но работа отчего-то не ладилась...
...теплохладные Богу не
интересны, Он отходит от тех, у кого всё стабильно, хорошо, тихо-мирно и
спокойно. А мы наоборот стремимся к такому состоянию и не понимаем
того, что даже бесы не трогают нас, когда мы не боремся со своими
страстями и похотями. Лукашка знает, что мы – шоколадные и так ему
принадлежим.
Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а
не других. Если ты исправишь самого себя, то сразу же исправится
частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь
была бы приведена в полный порядок.
Батюшка как-то говорил, что одному святому было видение, как
вкушает братия пищу: кто ест и ропщет, тот вкушает пищу, как навоз. Кто не
ропщет, но и не благодарит, для того пища — ни то, ни се. А вот кто ест и
благодарит, тот вкушает пищу, как мед.
Как-то раз я спросил одного человека: «Кто ты? Воин
Христов или воин лукавого? Знаешь ли ты, что у лукавого тоже есть воины?»
Христианин не должен быть фанатиком, ему надо иметь любовь ко всем людям. Кто
без рассуждения кидается словами, пусть даже и правильными, тот делает зло. Был
я знаком с одним писателем.
Письмо Симеона Скопина к архим. Исаакию (Антимонову), 1893 г.:
«Его Высокопреподобию
Всечестнейшему Отцу Архимандриту!
Батюшко Отец Архимандрит простите нас, что мы Ваше имя не знаем.
Живем мы я рясофорный монах Симон тридцати трех лет и брат мой о Христе
послушник Иоанн девятнадцати лет во вновь открытом в 1890 г. Сентября
16-го дня Александро-Невском монастыре близ города Вятки. Существует
три года. Причина нашего выхода та, что нет примернаго образа
монашеской жизни. Хотя мы не осуждаем жизнь нашей братии, но Иоанн
Лествичник велел же разсматривать образ монашеской жизни...
Когда мы видим что-то плохое, покроем его и не будем о нем
распространяться. Неправильно, когда нравственные падения становятся
известны [всем]. Предположим, что на дороге лежат нечистоты. Человек
благоразумный, проходя мимо, возьмет и чем-нибудь их присыпет, чтобы они
не вызывали у людей отвращения. Неразумный наоборот, вместо того чтобы
накрыть, расковыряет их и только усилит зловоние. Так и мы, без
рассуждения предавая огласке грехи других, вызываем еще большее зло.
Иноком Свято-Введенской Оптиной пустыни Стефаном Дерябиным в 1876 году был составлен сборник бесед святителя Иоанна
Златоуста. Этот замечательный труд — подлинная энциклопедия христианского благочестия. Из неисчерпаемой духовной сокровищницы святителя инок Стефан выбрал
поучения, являющиеся практическим пособием в христианской жизни.
Сегодня в 6 утра отошла ко Господу монахиня Евгения (Мавринская),
келейница блаженной схимонахини Мария (Матукасовой),