Поучение на Богоявление
Слово в день праздника Обрезания Господня
Можно ли гадать на Святках и не только
Откуда у первых праотцев было такое многолетнее?
Поучение в день Рождества Христова – воскресный
О нем пелись русские былины
Праведный Ной и народы мира
Поучение в неделю святых Отец
Слово на день Богоявления Господня
Поучение седьмое (воскресенье)
Поучение шестое (суббота)
Поучение пятое (пятница)
Поучение четвертое (четверг)
Поучение третье (среда)
Поучение второе (вторник)
1. Кто преодолел гнев, тот преодолел демонов, а кто побеждается сею страстью, тот вовсе чужд иноческой жизни.
2. Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце.
3. Раздражение же есть отмстительное восстание на опечалившего, которое обращается в дерзость.
Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте
Таков был глас предвечного Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы и совершал спасение погибшего человечества. Братия! окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.
Таков был глас предвечного Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы и совершал спасение погибшего человечества. Братия! окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.
Господь наш Иисус Христос по истечении восьми дней от рождения соизволил
принять обрезание. С одной стороны, Он принял его для того, чтобы
исполнить закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, –
сказал Он, – не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17); ибо Он
повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском
подчинении ему, как говорит апостол: «Бог послал Сына Своего, Который
подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал. 4:4-5). С другой
стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял
действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста,
говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но
родился только призрачно.
Енос, сын Сифов, внук Адамов и отец Каинанов, умер в год от начала
миробытия – по русским Библиям 1240, а по хронографам в 1340. Всех лет
его жизни было девятьсот пять.
Кто-либо спросит: откуда у первых праотцев было такое многолетнее здравие и жизнь?
Отвечаю: в объяснении сего указываются размышлявшими по этому вопросу различные причины.
Первая причина та, что изначала человек был создан Самим Богом с добрым устроением составов, членов и жил тела, с доброю здоровою и кровью, предназначенный (если бы не согрешил) быть бессмертным и жить вечно, как ангелы. Когда же он согрешил, то хотя и погубил бессмертие, однако в нем оставалась еще некая часть прежнего здравия, потом передавшаяся от него и его детям.
Кто-либо спросит: откуда у первых праотцев было такое многолетнее здравие и жизнь?
Отвечаю: в объяснении сего указываются размышлявшими по этому вопросу различные причины.
Первая причина та, что изначала человек был создан Самим Богом с добрым устроением составов, членов и жил тела, с доброю здоровою и кровью, предназначенный (если бы не согрешил) быть бессмертным и жить вечно, как ангелы. Когда же он согрешил, то хотя и погубил бессмертие, однако в нем оставалась еще некая часть прежнего здравия, потом передавшаяся от него и его детям.
Ныне у нас два праздника: к празднику Рождества Христова присоединился
праздник воскресения Христова; один праздник годовой, а другой –
недельный. В том и другом празднике, возлюбленные братия, сокрыто наше
собственное, христианское торжество. Иисус Христос и родился, и воскрес –
для нас: родился для того, чтобы умереть за нас и воскреснуть. Такова
любовь Бога-Спасителя к нам: всего Себя отдал нам, только бы блаженными
вечно нас соделать, только бы ввести нас в обители Отца небесного.
Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был уроженцем
города Мурома, и народное предание отождествило его со знаменитым
богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины.
Здесь да будут воспомянуты не только Симовы, но и Иафетовы, и Хамовы дети, которые стали рождаться после потопа.
У Сима было пять сыновей, которых Георгий Кедрин исчисляет в следующем порядке:
1. Арфаксад. От его племени впоследствии произошли халдеи также и евреи, от правнука его Евера.
2. Елам. От его племени произошли еламиты и затем персидский народ.
3. Ассур. От него ассирияне.
У Сима было пять сыновей, которых Георгий Кедрин исчисляет в следующем порядке:
1. Арфаксад. От его племени впоследствии произошли халдеи также и евреи, от правнука его Евера.
2. Елам. От его племени произошли еламиты и затем персидский народ.
3. Ассур. От него ассирияне.
Приближается великий праздник для всех христиан – праздник Рождества
Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от пречистыя, безневестныя
Девы Марии; праздник величайшего, дивного и всеспасительного события,
много раз предреченного пророками, предначертанного различными образами и
подобиями людям ветхозаветным. Скоро св. Церковь с Ангелами воспоет:
слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение
(Лк. 2:14). Но где же, спросит кто-либо, благодеяния мира Божия, тишины
небесной на земле, когда на ней от начала и до ныне не прекращались
войны, когда земля так часто была и ныне бывает страшным позорищем бойни
и кровопролития; когда страсти человеческиe и во время войны и в мирное
время, то и дело производят бури и смятения и в массах и в отдельных
личностях человеческих?
Начало сегодняшняго чтения из Апостола указывает нам на явление в мире
благодати Божией, спасительной для всех человеков, а конец его – на
вечную жизнь, которую наследуют все те, кои в этой жизни поспешат
воспользоваться к своему спасению благодатию Христовой
(Тит. 2:11–16, 3:1–7). – И так внимайте, христиане, приклоните ухо,
подобные мне грешники!
1. Вот средний путь, безопасный от падения: в безмолвии должно иметь
смирение и при попечениях бдительность над собой и удерживать свой
помысел.
2. Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его, и сострадать всем. Ибо исполняет чрез сие заповеди Апостола, то есть если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его, утешь его. В сем-то и состоит сострадание.
3. О беспокойстве же от людей Отцы сказали: бывает, что человек находится уже при смерти, а еще внимает содружеству мира сего.
2. Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его, и сострадать всем. Ибо исполняет чрез сие заповеди Апостола, то есть если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его, утешь его. В сем-то и состоит сострадание.
3. О беспокойстве же от людей Отцы сказали: бывает, что человек находится уже при смерти, а еще внимает содружеству мира сего.
10. Не плач происходит от слез, а слезы от плача. Если человек, находясь
среди других отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи,
то приобретает плач. Помыслы, собираясь в сердце таким образом рождают в
сердце печаль (2Кор. 7,10), а печаль эта – слезы.
11. А когда находишься в другом месте, сам от себя не говори ничего, чтобы не показаться учителем: но когда тебя спросят, скажи со смирением, и Бог вразумит тебя, брат.
11. А когда находишься в другом месте, сам от себя не говори ничего, чтобы не показаться учителем: но когда тебя спросят, скажи со смирением, и Бог вразумит тебя, брат.
1. Старайся из всего извлекать себе назидание. Не желай тщеславно
выказывать себя ни в слове, ни в деле. Приобрети умеренность в пище и
словах твоих, даже по малости.
2. Кто бывает борим каким-нибудь страстным помыслом или скорбит от оного и не исповедует его, тот сам укрепляет его против себя. Если же станет бороться и сопротивляться помыслу своему и сделает противное ему, то страсть ослабевает и не имеет сил бороть его и наносить ему печали. Человек должен всегда молиться Богу и просить Его помочь ему.
2. Кто бывает борим каким-нибудь страстным помыслом или скорбит от оного и не исповедует его, тот сам укрепляет его против себя. Если же станет бороться и сопротивляться помыслу своему и сделает противное ему, то страсть ослабевает и не имеет сил бороть его и наносить ему печали. Человек должен всегда молиться Богу и просить Его помочь ему.
1. Великое бедствие терпит зимою не имеющий дома. Я хочу, чтобы человек
каждый день приобретал от всякой добродетели (Прп. авва Иоанн). Сперва
должно быть положено основание, то есть вера. Затем послушание,
долготерпение, воздержание; далее – сострадание и отсечение воли под
покровом кротости. С двух сторон – терпение и мужество. А кровля – это
любовь. Известь – смирение, связи суть рассуждение.
1. Кто потеряет золото или серебро, то он вместо него может найти
другое; если же потеряет время, живя в праздности и лени, то не возможет
найти другого взамен потерянного.
2. Если кто увлекается страстью, тот будет рабом страсти (Прп. авва Нистерой).
3. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся сила его; так и душа: если хотя одну страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее.
2. Если кто увлекается страстью, тот будет рабом страсти (Прп. авва Нистерой).
3. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся сила его; так и душа: если хотя одну страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее.
1. Кто преодолел гнев, тот преодолел демонов, а кто побеждается сею страстью, тот вовсе чужд иноческой жизни.
2. Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце.
3. Раздражение же есть отмстительное восстание на опечалившего, которое обращается в дерзость.